86 лет назад родился Станислав ЛЕМ (1921), польский писатель, автор многочисленных произведений, написанных в жанре научно-философской фантастики
Книги Лема переводились более чем на 40 языков, а совокупный тираж превысил 20 миллионов экземпляров. Автора «Соляриса» (экранизировался Андреем Тарковским в 1972 году и Стивеном Содербергом в 2002 году), «Астронавтов», «Футурологического конгресса», «Суммы технологий», «Магелланова облака» считают одним из лучших, если не лучшим писателем, работавшим в жанре научной фантастики. Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года во Львове в семье врача Самуила Лема. До второй мировой войны Станислав изучал медицину в Львовском медицинском институте, однако война прервала его обучение. Во время немецкой оккупации работал сварщиком и автомехаником. Из освобожденного Львова Лем переехал в Краков, где одновременно с учебой в Ягеллонском университете начал публиковаться в журнале «Жизнь науки». От медицинского диплома Лем отказался, надеясь далее заниматься литературой. Получив только свидетельство об окончании обучения, устроился работать лаборантом в научной организации. Тогда же начал литературную деятельность. Жанр его произведений обычно определяют как «научную фантастику». Между тем сам писатель в основном старался дистанцироваться от этого понятия. Его произведения в значительной степени были ориентированы на философские и этические аспекты прогресса и человеческой цивилизации, нежели на фантастические концепции сами по себе. В конце 90-х годов прошлого века Лем издает «Мегабитовую бомбу» - сборник эссе об Интернете, написанных тогда, когда Интернет только начинали осмысливать как самостоятельную сущность. Лем дожил до времени, когда многие из самых смелых и отчаянных фантазий - такие, как глобальная информационная сеть, клонирование, виртуальная реальность - стали реальностью жизни, и он смог по достоинству оценить их последствия и действительную ценность: «Несчастным и страшным желанием судьбы стало то, что большинство из нафантазированного мною воплощается в реальности...». До того, как состояние здоровья писателя резко ухудшилось, он любезно согласился ответить на вопросы читателей российского сайта www.inosmi.ru. Это было последнее общение Лема со своими читателями. Он умер 27 марта 2006 года в Кракове в клинике кардиохирургии Ягеллонского университета. Станислав Лем - почетный доктор Вроцлавского политехнического института, лауреат многих национальных и зарубежных премий, в том числе Государственной премии ПНР, Государственной премии Австрии, премии Франца Кафки, Кавалер Ордена Белого Орла.
292 года назад (1715) Петр I издал указ, запрещавший жителям столицы подбивать сапоги и башмаки скобами и гвоздями (для сохранности деревянных мостовых)
Заложив Петербург, Петр I сразу же принялся заботиться о его улицах. Прокладка каждой новой улицы утверждалась им лично. Сперва это были всего лишь просеки. Даже главная улица - Невская перспектива - была только просекой от Адмиралтейства к Новгородской дороге. Никакой мостовой на ней не было: по краям для отвода воды были прорыты две обычные канавы. Первые мостовые в городе были деревянными, и Петр настоятельно заботился о них. В 1715 году он издал строжайший указ: «Великий Государь указал в Санкт-Петербурге публиковать свой Великого Государя указ, чтоб с сего времени впредь скобами и гвоздями, чем сапоги мужские и женские подбивали, никто не торговал и у себя их не имел; также и никто, какого б чину кто ни был, с таким подбоем сапогов и башмаков не носил; а если у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купецкие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет на Его Великого Государя». Позднее на Городовом острове (нынешняя Петроградская сторона) начались работы по мощению дорог булыжником. Петр издал «Указ о привозе на речных судах и сухим путем на возах, приезжающих к Санкт-Петербургу, по определенному числу диких камней». В указе точно оговорено, какое судно сколько должно везти камней: «...и объявляет тот камень обер-комиссару Синявину, а величиною тот камень привозить на судах по 10 фунтов и выше, и на возах 5 фунтов и выше; а меньше б того не были...». Этот указ действовал больше шестидесяти лет. Может быть, многим это и не нравилось, но камень в Петербург, тем не менее, везли. Но более дешевой и долее привычной для россиян оставалась деревянная мостовая - это стало особенно важно после 1718 года, когда каждый домохозяин был обязан устроить и поддерживать в порядке мостовую напротив своего дома. Потом были тротуары из каменных плит, торцовая мостовая, диабазовая брусчатка и, наконец, асфальт.
48 лет назад (1959) состоялся запуск к Луне автоматической станции «Луна-2»; 13 сентября станция достигла поверхности Луны, впервые в мире
Начало осуществления Советским Союзом программы изучения Луны относится к 1959 году, когда Сергеем Королевым была создана кооперация фирм, составивших вскоре опору ракетно-космического комплекса страны; в ОКБ Сергея Лавочкина был накоплен опыт разработки управляемых ракет и систем управления беспилотными летательными аппаратами. К середине 1960-х годов в КБ Владимира Челомея была создана ракета ХХ столетия - «Протон», а появление в фирме Лавочкина конструктора Сергея Бабакина завершило формирование предпосылок для успешного выполнения планов «покорения» Луны. Первые космические зонды были запущены на Луну в 1959 году. В январе близ Луны прошла «Луна-1». В течение того же года были запущены еще две автоматические станции. Одна из них - «Луна-2» - впервые в мире совершила жесткую посадку на Луну, а другая облетела ее и передала на Землю фотографии обратной стороны Луны. В 1966 году после запуска автоматических станций «Луна-9» и «Луна-13» ученые впервые увидели панораму лунной поверхности, смогли изучить физико-механические свойства лунного грунта. Вскоре коллектив инженеров и конструкторов, которым руководил член-корреспондент АН СССР Георгий Бабакин, приступил к решению сложнейших технических задач - созданию лунохода и автоматического космического аппарата, способного взять пробу лунного грунта и доставить ее на Землю. Работы по созданию двух космических аппаратов: «Луна-16» (для доставки грунта с Луны) и «Луна-17» (с «Луноходом-1») велись одновременно. Конструкторы разработали для обеих станций унифицированную посадочную ступень, с помощью которой и осуществлялась мягкая посадка. 24 сентября 1970 года «Луной-16» на Землю был доставлен лунный грунт, который был тщательно исследован учеными, определена его структура, химический состав и иные характеристики. 10 ноября 1970 года произошло значительное событие в истории российской космонавтики: к естественному спутнику Земли стартовала автоматическая станция «Луна-17», которая доставила на Луну автоматический аппарат «Луноход-1». 17 ноября станция благополучно прилунилась в Море Дождей. В тот же день советский автоматический аппарат «Луноход-1» проложил первую колею на лунной поверхности. Через два года на Луне работал космический аппарат «Луноход-2». 16 января 1973 года в район Моря Ясности Луны его доставила автоматическая станция «Луна-21». 9 августа 1974 года была запущена автоматическая станция «Луна-24», которая доставила на Землю 22 августа образцы лунного грунта (последний аппарат, который проделал путь до Луны и обратно).
63 года назад (1944) родился Владимир Теодорович СПИВАКОВ, скрипач, народный артист СССР, создатель, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Виртуозы Москвы»
Родился 12 сентября 1944 года в столице Башкирии Уфе. В 1945 году семья переехала в Ленинград, где с шести лет Владимир Спиваков учился игре на скрипке в музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории. В 13 лет получил первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде. В 1961 году поступил в Московскую консерваторию (класс профессора Ю.Янкелевича), одновременно был вольным слушателем в классе Давида Ойстраха. Концертирует с 1965 года. В 1970 году окончил аспирантуру. Международная сольная карьера Спивакова началась в 1975 году. В 1979 году дебютировал в качестве дирижера с Чикагским филармоническим оркестром на фестивале в Равинии. В России он прошел курс дирижирования у И.Гусмана, а в США - у дирижеров Л.Маазеля и Л.Бернстайна. После совместного выступления в Зальцбурге в 1984 году Бернастайн подарил Спивакову свою дирижерскую палочку, с которой он не расстается и сегодня. В 1979 году Владимир Спиваков создает камерный оркестр «Виртуозы Москвы», и с тех пор он - бессменный художественный руководитель и дирижер этого музыкального ансамбля. В 1983 году оркестр получил официальное название - Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы». В 1990 году оркестр подписал пятилетний контракт с Фондом принца Филиппа Астурийского и стал «оркестром, постоянно проживающим» в Испании. В июле 1989 года Владимир Спиваков впервые организовал Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным музыкальным руководителем которого он является до настоящего времени, а в 2001 году в Москве - фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Ежегодно Спиваков дает около 120 концертов по всему миру, в том числе благотворительных, как солист, с оркестром «Виртуозы Москвы», а также как приглашенный дирижер. В 1997 году Владимиру Спивакову, игравшему тогда на скрипке работы Франческо Гобетти (Италия, XVIII век), меценаты предоставили в пожизненное пользование скрипку работы Антонио Страдивари (Кремона, 1712 год), на которой он играет по сей день.
58 лет назад (1949) родилась Ирина Константиновны РОДНИНА, заслуженный мастер спорта, неоднократная чемпионка Олимпийских игр, мира, Европы и СССР в парном фигурном катании на коньках
Ирина Роднина родидась в Москве. Из детской школы по конкурсу поступила в секцию фигуристов ЦСКА. С 1962 года Ирину Роднину в паре с Олегом Власовым тренировали супруги Соня и Милан Валун, приехавшие из Чехословакии. В 1963 году пара заняла 3-е место на всесоюзных юношеских соревнованиях. В возрасте 13 лет Роднина уже имела первый спортивный разряд. Чехословацкие тренеры вскоре уехали, и с фигуристской начал заниматься известный армейский тренер Станислав Жук. В 19 лет Ирина дебютировала вместе Алексеем Улановым на чемпионате Европы в Гармиш-Партенкирхене, и неожиданно для всех они стали чемпионами. Их стали называть достойными преемниками знаменитых олимпийских чемпионов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. В 1969 году Роднина выиграла свой первый титул чемпионки мира. В 1972 году вместе с Улановым выиграла золотые медали Олимпийских игр в Саппоро. Впервые выступила в паре с Александром Зайцевым на чемпионате мира-1973, где в течение нескольких минут им пришлось кататься без музыкального сопровождения, но они не прервали своей программы и закончили ее под овации зрителей. Их постоянный творческий поиск привел к созданию сложнейшей и красивейшей программы под всемирно известную русскую мелодию «Калинка», ставшей их своеобразным фирменным знаком. В 1976 году на Олимпийских играх в Инсбруке стала двукратной олимпийской чемпионкой в паре с Александром Зайцевым. В 1978 году стала десятикратной чемпионкой мира. В 1980 году завоевала третье олимпийское «золото» на Играх в Лейк-Плесиде. В 1975 году Роднина и Зайцев поженились, но вскоре развелись. В 1980 году Ирина ушла из большого спорта. Работала в ЦК ВЛКСМ, затем старшим тренером в «Динамо», преподавала в Институте физкультуры. В 1990-1999 годах Ирина Роднина жила в США, работала тренером в Американском международном центре по фигурному катанию в Лейк-Эрроухед. В 1995 году воспитанники Родниной - чешская пара Радка Коваржикова и Рене Новотны стали чемпионами мира. После этого успеха Ирине была вручена персональная грамота от президента Чехии Вацлава Гавела; она приобрела статус почетного гражданина Чехии. В 1999 году Роднина вернулась в Москву, где должна была возглавить новый центр фигурного катания - «Ледовый дом Ирины Родниной», который по инициативе мэра города Юрия Лужкова планировалось построить на Дербеневской набережной. Сейчас Ирина Роднина - заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни, председатель Центрального совета Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия». За спортивные успехи награждена орденами Трудового Красного Знамени, Ленина, «За заслуги перед Отечеством» III степени «за выдающийся вклад в развитие физической культуры и спорта». Автор книги «Негладкий лед».