Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
В австралийской столице Сиднее, где завершился ежегодный форум АТЭС, положено, вполне возможно, начало новой мировой технологической революции. Она будет иметь отношение к технологиям получения энергии, к выпуску парниковых газов в атмосферу и, в конечном счете, к предотвращению изменений климата.
В организацию Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество входит, конечно, не весь мир, а «только» 21 его экономика. Но в числе членов АТЭС - нынешний экономический лидер, США, и завтрашний экономический лидер, Китай. Есть немало статистики, показывающей, что именно Тихоокеанский регион, чьим развитием занята АТЭС, генерирует более половины прироста мировой экономики, торговли и так далее.
Менее известна цифра в 60%: именно столько производимой в мире энергии потребляют тихоокеанские страны, от США до Перу (тоже член АТЭС и хозяйка следующего саммита этой организации). А это значит, что выпускаемые электростанциями, предприятиями и городами тихоокеанских стран парниковые газы по большей части поступают в атмосферу именно из этого региона. Поэтому нужно очень серьезно отнестись к главному документу всего форума и увенчавшего его саммита АТЭС - Сиднейской декларации глав государств и правительств, которая показывает, что именно может прийти на смену Киотскому протоколу, который истекает в 2012 году. Потому что в этой декларации заложен главный принцип, на котором можно будет построить новый и более работоспособный протокол или договор.
Есть много способов прикрыть общими фразами деклараций неспособность участников какой-либо встречи договориться о чем-то конкретном. Сиднейский документ, наоборот, очень конкретный, он, по сути, предлагает мировому сообществу образцы тех программ, которые уже несколько лет как реально работают в АТЭС. И участвуют в них те самые страны, для которых Киотский протокол оказался неприемлемым. В том числе США и Китай. В Китае, например, существует своя программа перевода предприятий на такое производство, которое выпускало бы меньше парниковых газов. А партнеры Китая по АТЭС участвуют в ней. Поскольку введение новых технологий - прибыльное дело. А вот жесткие рамки Киотского протокола не подходят Китаю (и еще десяткам стран), поскольку они диктуют им снижение выбросов, но не объясняют, как это сделать, помимо остановки экономического роста.
Сиднейская декларация показывает, что путь к успеху - это региональные программы по поиску новых технологий и инвестированию в них. А также - восстановление лесов, которые помогают поддерживать озоновый слой планеты в относительном порядке (такая программа в АТЭС тоже есть). Упомянем и стимулирование новых способов получения энергии, и - активизацию атомной энергетики. Все это также существует в виде программ, которые все или некоторые экономики АТЭС принимают в добровольном порядке. Теперь эти направления работы АТЭС будут усилены. А те, которые участвовать в этих программах неспособны, наблюдают за происходящим и ищут способы хотя бы частично подключиться к процессу.
Такова механика работы АТЭС, здесь принцип добровольности и экономической выгоды в лучшую сторону отличаются от «драконовских» принципов Киото.
В Сиднее мировые лидеры, в том числе имеющие проблемы в отношениях друг с другом, еще раз показали, что есть сферы, в которых они хотят и могут сотрудничать. Так, еще неизвестно, увенчается ли успехом американо-российский переговорный процесс по противоракетной обороне, помогут ли делу двусторонние переговоры Владимира Путина и Джорджа Буша в Сиднее. Но в рамках Сиднейской декларации по «новой энергетике» Москва и Вашингтон сотрудничают с удовольствием.
Россия, энергетическая держава, получила стимул участвовать или наблюдать за разработкой новых технологий, в которых она не является лидером - например, по части сжиженного природного газа. Россия также теперь будет лучше видеть, куда движется мировая энергетика - явно не в сторону наращивания экспорта сырья, на котором строятся нынешние успехи российской экономики. Зато подъем мирного атома - хорошая новость для Москвы. И, кстати, заключенная «на полях» форума российско-австралийская сделка по переработке австралийского урана - тоже часть новой тихоокеанской (и мировой) энергетической политики.
В Сиднее окончательно решено, что саммит АТЭС 2012 года пройдет во Владивостоке. Для России это далеко не только шанс развития туристической и деловой инфраструктуры этого тихоокеанского города. Ведь речь идет о том самом годе, когда истечет Киотский протокол, и именно во Владивостоке все вспомнят, что это АТЭС породила новую глобальную программу сохранения климата. И что Россия, хозяйка встречи, немало сделала для этого на пятилетнем отрезке между Сиднеем и Владивостоком.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции