БРЮССЕЛЬ, 10 сен - РИА Новости, Александр Шишло. Уже 90 дней Бельгия живет без нового правительства, передает корреспондент РИА Новости.
Перспектива появления кабинета министров оказалась отодвинута на неопределенный срок после того, как фламандец Ив Летерм после более чем двух месяцев переговоров с потенциальными политическими партнерами по коалиции объявил 23 августа о сложении с себя полномочий "форматора".
Право сформировать правительство Летерм получил по итогам парламентских выборов 10 июня, на которых его партия - фламандских христианских демократов, восемь лет находившаяся в оппозиции, получила наибольшее число мест в парламенте страны.
В связи с острым политическим кризисом король бельгийцев Альберт Второй, являющийся формальным главой государства и обычно стоящий над политикой, был вынужден срочно прервать отпуск в соседней Франции и созвать Совета короны.
Он представляет собой совещательный орган, который собирается лишь в исключительных ситуациях на уровне наиболее влиятельных политиков Бельгии. До этого Совет созывался всего лишь пять раз, в последний раз в 1960 году, когда решался вопрос о предоставлении независимости бывшей бельгийской колонии - Конго.
После проведенных консультаций король назначил фламандского политика Хермана ван Ромпея ответственным за "расчистку почвы" для вывода из тупика переговоров о формировании правительства.
Наблюдатели же склоняются к тому, что для сформирования кабинета министров будет вновь выдвинута кандидатура Летерма, который получил поддержку 800 тысяч избирателей.
В Бельгии на протяжении последних 30 лет неписанным законом стало, что премьер-министром становится представитель нидерландоязычной Фландрии, на территории которой проживают шесть (59%) из десяти миллионов жителей страны.
В соответствии с местным законодательством правительство Бельгии формируется представителями четырех победивших на парламентских выборах партий - двух фламандских и двух валлонских. В этот раз данную задачу надлежало решить Христианским демократам и фламандцам (партия Летерма) и Фламандским либералам и демократам, с одной стороны, и Реформаторскому движению и Центру демократии гуманизма - с другой.
"Яблоком раздора" между потенциальными партнерами по правительственной коалиции стало предложение Летерма о предоставлении большей самостоятельности бельгийским регионам. Летерм предложил, в частности, отказаться от действующей государственной практики, согласно которой прерогатива решать, какие ограниченные полномочия могут иметь регионы, принадлежит федеральному правительству и парламенту Бельгии.
Оба этих института, по мнению Летерма, до выборов возглавлявшего правительство Фландрии - самого промышленно развитого и населенного региона Бельгии - должны, напротив, находиться "на службе" у региональных властей.
По мнению эксперта Свободного университета Брюсселя Жан-Бенуа Пиле, нынешний политический кризис был неминуем по двум причинам. "Во-первых, - сказал он РИА Новости, - фламандские политики добиваются большей самостоятельности для Фландрии вот уже восемь лет, и все эти годы политики-франкофоны противостоят им в этом. Во-вторых, избиратель просто лишен выбора - ему предлагают голосовать не за умеренных политиков, а за радикально настроенных".
"Если в октябре правительство не будет сформировано, придется проводить досрочные внеочередные выборы, но это, все равно, ничего не решит в виду отсутствия умеренных политиков", - отмечает аналитик.
Угроза сепаратизма сегодня в Бельгии у всех на устах. В конце прошлого года журналисты государственного франкоговорящего телеканала RTBF разыграли всю страну, сообщив в прямом эфире, что парламент Фландрии якобы проголосовал за ее отделение от Бельгии.
Эта шутка была воспринята абсолютно серьезно.
Последний опрос, проведенный фламандским телеканалом VRT, показал, что 60% жителей Фландрии и 47% франкоязычной Валлонии считают, что раскол Бельгии возможен. Согласно результатам исследования, 40% фламандев и 8% валлонов назвали "хорошим делом" разъединение двух регионов. При этом 76% респондентов-"северян" и 81% "южан" выразили уверенность, что в 2020 году Бельгия все еще будет существовать как единое государство.
По оценкам экспертов, в случае отделения Фландрии от Бельгии наиболее пострадает население Валлонии, являющейся сегодня главным дотационным регионом Бельгии. Прогнозируется, в частности, что в Валлонии социальные пособия будут урезаны на 15-20%. Профессор университета Антверпена Беа Кантильон утверждает, что в случае отмены трансфертов Валлонии со стороны экономически благополучной Фландрии, которые, по различным оценкам, составляют от 5,6 до 10 миллиардов в год, доходы фламандцев вырастут на 7%, а валлонцев - сократятся на 4%.
Отказ от политики финансовой солидарности проделает в бюджете Валлонии "дыру" в 3,3 миллиона евро, подсчитал коллега Пиле, профессор экономики Свободного университета Брюсселя Анри Капрон.
Для Брюсселя, который является третьим, двуязычным регионом страны, этот показатель будет равен порядка 0,2 миллиона евро. В результате ежегодный доход каждого валлона сократится на одну тысячу евро, а брюссельца на двести евро, утверждает Капрон.
Кроме того, ожидается, что после отделения Фландрии уровень бедности в Валлонии повысится с 13 нынешних до 18% и охватит свыше 600 тысяч человек.
Однако от обретения независимости Фландрия также не выиграет, ведь, как отмечают эксперты, сегодня регион процветает именно на плодородной почве федеральной Бельгии, и после выхода из ее состава это благополучие может быть подорвано. В частности, существует угроза того, что территорию Фландрии покинут мультинациональные компании.
"Было бы иллюзией верить, что Фландрия сможет стать более богатой в результате отделения", - замечает профессор Капрон. Он убежден в том, что от раскола страны экономически пострадают все три ее региона.
Эксперты, в частности, задаются вопросом, как быть с огромным государственным долгом, образовавшимся в период 1960-1970 годов и составляющим 250 миллиардов евро. Если долг будет делиться исходя из численности населения и доли в ВВП, то на Фландрию придется около 60% задолженности, на Валлонию 25-30%, на Брюссель - 10%.