Рейтинг@Mail.ru
Минфину не до юбилея - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Минфину не до юбилея

Читать ria.ru в
Дзен
Пять лет назад, в сентябре 2002 года, сразу восемь российских министерств решили отметить свое 200-летие. Официально это было приурочено к выходу манифеста императора Александра I "Об учреждении Министерств" от 8 сентября 1802 года.

Финансовое ведомство готовит масштабную программу обучения россиян

Пять лет назад, в сентябре 2002 года, сразу восемь российских министерств решили отметить свое 200-летие. Официально это было приурочено  к выходу манифеста императора Александра I "Об учреждении Министерств" от 8 сентября 1802 года, когда и были созданы в России 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Но надо думать, что такое широкое празднование было связано не только с двухсотлетним событием, сколько с формировавшейся в то время вертикалью власти и административной реформой, должной, по замыслу авторов, возвысить роль министерств.

Как бы то ни было, но у министерства финансов в ту пору было совсем не юбилейное настроение. И если мы посмотрим сегодня тогдашние выступления министра финансов Алексея Кудрина, то, скорее всего, поймем, что цитированием его известных предшественников глава финансового ведомства использовал для утверждения позиции Минфина в вечном споре с другими министерствами, а то и главами правительства. Хотим мы того или нет, но хорошим министром финансов всегда считался тот, кто, исходя из высших государственных интересов, был способен возразить главе государства или правительства, кто «придерживал» деньги на черный день и требовал обоснованных заявок на каждый государственный рубль.

Задачу министерства финансов по-своему конкретизировал выдающийся государственный деятель С.Ю.Витте " Центральные ведомства, местные учреждения, общественные деятели - все, желая возможно более облегчить бремя налогов, стремятся в то же время к самому полному удовлетворению постоянно расширяющихся прежних нужд и постоянно возникающих новых потребностей; все склонны считать государственное казначейство неиссякаемым источником или же убежденно доказывать, что те или иные расходы производительны и не должны быть сокращаемы, так как от них надо ожидать выгод в будущем... Но если потребности беспредельны, то средства для их удовлетворения ограничены. Отсюда возникает государственная необходимость в строгом соизмерении потребностей между собою и с имеющимися ресурсами, ибо государство, как и частный человек, благоденствует лишь тогда, когда живет по средствам".

Естественно, такая принципиальная позиция и тогда, и сейчас вызывает споры, конфликты, отставки... Кстати, в сравнительно небольшой истории независимой России сменилось больше 10 министров финансов, хотя такая "министерская чехарда" не лучшим образом влияла на работу с финансами. Боюсь, что сейчас далеко не каждый вспомнит, что именно должность министра финансов занимали в свое время Борис Федоров, Егор Гайдар, Сергей Дубинин, Владимир Пансков, Александр Лившиц, Михаил Задорнов ... В этом смысле Алексею Кудрину, заступившему на пост в 2000 году, повезло больше других. Возможно, его доводы оказался более убедительными.

Вспомним, какие фундаментальные проблемы, вызванные дефолтом 1998 года, пришлось решать Минфину в юбилейные дни. В первую очередь речь шла об утверждении позиции России на международном финансовом рынке. Тогда-то и были предприняты попытки создать  Стабилизационный фонд. Впрочем, тогда еще и названия такого не было, говорилось лишь о финансовом резерве, не превышающем 200 миллиардов рублей. Но как ни странно уже тогда начались дискуссии о его ... разделе. Предложение Алексея Кудрина направить резерв на погашение внешних долгов (а на 2003 год как раз приходился пик выплат) наткнулись на сопротивление в парламенте и правительстве, в прессе можно было встретить заголовки - «Экономика России работает на долги».  Чем дело кончилось, вы знаете не хуже меня. Стабфонд, который с 2008 года разделится на Фонд национального благосостояния и резервный фонд, достиг почти пяти триллионов рублей, обеспечив стабильность экономики и страховку от рисков резких колебаний цен на нефть, внешние долги России (а также и СССР) в основном погашены. Все это дает возможность на равных разговаривать с крупнейшими государствами мира и по праву входить в так называемую «большую восьмерку».

В тот же год стали проводиться меры по валютной либерализации, по конвертизации рубля. Отменили обязательный обмен валютной выручки на рубли нашими экспортерами, позволили предприятиям и гражданам менять большие суммы, заводить счета в зарубежных банках, а сейчас - и выводить деньги в другие страны на приобретение собственности, акций и так далее. Кстати, доллар в то время стоил около 32 рублей, теперь 25. А рубль в результате либерализации и мер по его укреплению стал теперь процентов на 20 дороже.

Конечно, далеко не все финансовые проблемы были решены за прошедшую с 2002 года пятилетку. Осталась нерешенной самая острая проблема, на которую и тогда, и сейчас указывает министр финансов - зависимость российской экономики от сырья, в первую очередь - от нефти и газа. Но пока на рынке складывается благоприятная конъюнктура, естественно, что проблема формирования ненефтегазового бюджета, который Минфин предлагает уже в течение трех лет, не стала приоритетной для парламента и правительства. Хотя большинство экономистов постепенно склоняются к тому, что  появление такого бюджета - лишь вопрос времени.

Нынешний год оказался тоже весьма нелегким для Минфина. Грядущие выборы в Думу, а за ними и президентские требуют особого,  «электорального» подхода к распределению государственных средств и представляю, какой нажим пришлось испытать министерству и министру финансов. Хотя, если честно, то увеличение расходных статей в социальных главах бюджета, конечно, произошло. Но сделано это было в максимальной мере конструктивно и рационально через внедрение трехлетнего бюджета, который поможет охладить аппетиты лоббистов в 2009-2010 годах, поскольку основные бюджетные параметры уже согласованы.

Но и это еще не все. Учитывая, что никакие реформы не пойдут, если они не получат всеобщей поддержки, Минфин в этом году начал работу по борьбе с финансовой безграмотностью. Соответствующая программа уже подготовлена в недрах ведомства и согласуется в Правительстве. Задачи сделать всех брокерами или, на худой конец, держателями акций, естественно, не стоит. Но помочь людям сориентироваться в новых экономических реалиях и объяснить смысл происходящего вполне возможно. А заодно и предостеречь от «лохотронов» и современных аналогов «МММ». Отдельной строкой в программе предусмотрено повышение квалификации журналистов, занимающихся темой финансов и рынков.

Кстати, наши читатели тоже не останутся в стороне от борьбы с финансовой безграмотностью. С начала 2007 г. на сайте РИА «Новости» запущен совместный проект агентства и Министерства финансов РФ «Ликвидация финансовой безграмотности».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала