Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
На начавшемся 5 сентября в Австралии Форуме азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) произносится много слов о необходимости еще шире открыть границы для свободного движения товаров и капиталов. А Россия в ходе этого мероприятия прилагает все усилия, чтобы ускорить вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), основная задача которой - поощрять развитие свободной торговли в мире. Тем временем ускоренными темпами развивается процесс, обратный экономической интеграции: ведущие экономические державы мира закрываются от иностранных инвестиций.
Предположительно 19 сентября Еврокомиссия опубликует документ, ограничивающий инвестиции со стороны третьих стран в европейский энергетический сектор (а ведь совсем недавно в ЕС заявляли о его грядущей либерализации). Некоторые положения находящегося в разработке документа стали известны уже сейчас. Так, Еврокомиссия предлагает ввести ряд мер против иностранных компаний, стремящихся приобрести газо- и электрораспределительные сети в ЕС. Такими мерами могут стать: более жесткая выдача разрешений на приобретение энергоактивов в ЕС или даже запрет на приобретение энергетической инфраструктуры для стран, не входящих в ЕС. Кроме того, в Евросоюзе сейчас стали много говорить о принципе взаимности при инвестициях в энергетику - то есть приобретать энергоактивы в ЕС будут разрешать только тем странам, кто откроет и свои энергорынки для Евросоюза. Заметим, что такая концепция напрямую противоречит собственному законодательству ЕС о конкуренции.
Очевидно, что меры ЕС в этом направлении будут направлены в первую очередь против российских энергетических компаний, которые имеют в Евросоюзе крупные рынки сбыта и поэтому заинтересованы в приобретении европейских распределительных сетей.
Но в ЕС намерены ограничивать не только российские инвестиции и не только вложения в энергетику. В Европе стали сильно опасаться крупных инвестиционных фондов с государственным участием из Китая и других разбогатевших стран «третьего мира», стремящихся вкладывать в экономику ЕС. Германия, например, собирается изменить собственное законодательство таким образом, чтобы появилась возможность блокировать «проблемные иностранные инвестиции», угрожающие национальным интересам. А в США уже с июня этого года действует закон, позволяющий запретить любую сделку с иностранным инвестором, если она угрожает национальной безопасности. Как известно, с особой тревогой в Америке относятся к прямым инвестициям из стран арабского мира.
Но почему защита от иностранных инвестиций стала столь сильно заботить европейцев и американцев именно сейчас? Фундаментальная причина лежит на поверхности - Россия, Китай и страны Персидского залива не хотят больше накапливать огромную выручку от внешней торговли в золотовалютных резервах, лежащую в них мертвым грузом, а намерены с большей выгодой вкладывать твердую валюту в компании развитых стран. Однако это желание столкнулось с отпором со стороны последних. Пока развивающиеся экономики в одностороннем порядке служили объектом для инвестиций с Запада, ведущие державы мира выступали за открытую экономику. Но как только появились признаки того, что инвестиции потекут в обратном направлении, в Европе и США сразу вспомнили о своих национальных интересах и сохранении стратегических высот в мировой экономике.
С другой стороны, набравшие вес развивающиеся экономики тоже уже не готовы проглатывать без разбору все инвестиции, идущие с Запада. Российские власти, например, дали ясно понять, что намерены оставить ведущую роль в энергетическом секторе страны за отечественными компаниями. А в самом конце августа Китай, экономический рывок которого был во многом основан на полной открытости для зарубежных инвестиций, ввел на них ограничения под видом антимонопольного закона.
В общем, круг замкнулся. Свободного глобального рынка инвестиций пока не получается. Все требуют полной свободы для своих инвестиций, но возводят барьеры против чужих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции