Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости.
Декабрьские выборы депутатов Государственной думы привлекают куда больше внимания, нежели работа нынешнего состава парламента. Итоги, строго говоря, уже подведены на закрытии весенней сессии. За оставшееся время, конечно, может произойти что угодно, но все ожидают мирного течения осенней сессии, тихого завершения славного четырехлетия.
А оно действительно славное. Именно при жизни нынешней Госдумы парламент перестал быть местом для политических дискуссий, о чем открыто сообщил его председатель. Из других достижений, отмеченных им при весеннем прощании, следует отметить высокие количественные показатели. План по валу на прошлой сессии выполнен и перевыполнен, принято 222 федеральных закона, одобрено пять федеральных конституционных законов. При этом палатой было рассмотрено 537 законопроектов.
По осени, конечно, кое-что будет дорабатываться. Но, как обещал, спикер Госдумы Борис Грызлов, открывая 4 сентября последнюю для нынешнего депутатского созыва сессию, популистских законов не будет, несмотря на близость выборов. Вот это странно. Уходящему составу парламента нет особого смысла предаваться популизму - это удел тех, кто хочет попасть в новый состав. Да и не была прежде Дума замечена в подобных деяниях. Вот разве что отменили спецсигналы на депутатских автомобилях, так и то тут же ввели спецномера. История весьма показательная: спецсигналы оговорены в Правилах дорожного движения, а о спецномерах там ни слова. Наверное, в служебных инструкциях МВД они есть, но простым гражданам эти инструкции никто не покажет.
Было другое. И это другое Борис Грызлов с полным правом ставит в заслугу нынешнему парламенту. Госдума весьма способствовала созданию правовой базы для гигантских государственных холдингов, а уж закон о нанотехнологической корпорации приняла с рекордной скоростью и в такой редакции, что теперь невозможно понять, кто кого контролирует: государство эту корпорацию или корпорация - государство.
Весьма эффективными оказались и поправки в законодательство о некоммерческих организациях (НКО), принятые в апреле 2006 года. Странно, что Борис Грызлов не привел блестящие доказательства того, что не зря Дума поработала в этом направлении. Эти данные есть у независимых правозащитных организаций и собраны они исключительно на основе мониторинга судебных исков, подаваемых Федеральной регистрационной службой (ФРС). Вот данные по одной области. В 2006 году ГУ ФРС по Воронежской области направило в суд исковые заявления об исключении 108 НКО из единого государственного реестра юридических лиц. За первое полугодие 2007 года ФРС по Воронежской области в суд направило 59 исковых заявления, из коих удовлетворено - 35.
Ну, и в других регионах происходит примерно то же самое. Скромность украшает политика, поэтому Борис Грызлов об этом не говорил. И весьма кратко упомянул о вкладе Госдумы в борьбу с экстремизмом. А ведь принятые законы позволяют отправить за решетку любого, кто хоть чуть-чуть покритикует власть любого уровня. В Москве, например, намереваются применить этот закон против участников жилищно-строительных конфликтов. В Тольятти шла речь о подобной трактовке забастовки с требованием повышения зарплаты. Так что не надо ложной скромности. Законодательство об экстремизме имеет колоссальный экономический потенциал. И это тоже заслуга нынешнего состава Государственной думы.
Разумеется, в оставшееся до выборов время депутаты вряд ли успеют принять столь же масштабные законы. Хотя, повторю, возможно все. Но в центре внимания - другое: что будет после декабря. Партийный состав и соотношение сил будущей Думы примерно ясны. А вот кто уйдет, и кто останется - вопрос. Эксперты склоняются к тому, что шансы остаться сохраняет около 40 процентов парламентариев. Посмотрим. Вопрос этот не праздный - отрабатывается механизм ротации элиты, выращенной за последние годы. Будущим депутатам в наследие останется бюджет, принятый на три года вперед. Тоже интересно, что с ним будет.
Однако и судьба этого бюджета, и судьба новых парламентариев зависит от других выборов, от того состоятся ли они вообще и кто будет назначен победителем. Потому отличительной чертой и последней сессии, и новой предвыборной кампании следует признать то, что они будут проходить в обстановке полной политической неопределенности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции