Михаил Цыганов, обозреватель РИА Новости (Джакарта)
Государственный министр по вопросам науки и технологии Индонезии Кусмаянто Кадиман родился в Бандунге (столице провинции Западная Ява) 1 мая 1954 года.
В 1977 он получил степень бакалавра технической физики в престижном Бандунгском технологическом институте, в котором потом поднимался по ступеням служебной лестницы, пока в 2001 году не был избран ректором.
Имеет степень доктора системотехники, полученную в 1988 году в Австралийском национальном университете.
Женат на Шри Сумарни и имеет троих детей.
- Каково нынешнее состояние российско-индонезийского сотрудничества в области науки и технологии?
- Есть сразу несколько областей, где мы бы хотели сотрудничать. На самом деле, (весь спектр) возможностей очень широк, но я хотел бы уделить особое внимание областям, где потенциал наиболее велик.
- И это...
- Прежде всего та самая идея, которую я обсуждал со своими партнерами из России - проект "Воздушный старт" на (острове) Биак в (провинции) Папуа. Мы знаем, что с использованием технологии из России, с этим огромным самолетом "Руслан" мы можем поместить внутрь него несущую спутники ракету. Обычно ракету запускают с земли или из моря, но на этот раз ракета и спутник окажутся внутри взлетевшего с Биака огромного самолета. Затем на определенной высоте над землей будет произведен запуск ракеты. Таким образом, вывод спутника на орбиту будет стоить намного дешевле.
- И как вы намерены продвигаться в этом вопросе?
- Для осуществления этого проекта необходимо решить пару стратегических вопросов. Вам хорошо известно, что Индонезия подписала ряд международных соглашений, и нам необходимо проверить статус этого проекта на соответствие им.
Вторым вопросом, который надо решить, являются юридические аспекты. Например, если что-то пойдет не так (хотя, на самом деле, мы не думаем, что это случится со столь продвинутой технологией, но что если?..) Что если ракета упадет - и, может быть, не в индонезийских водах, а на соседнюю страну? Кто понесет ответственность? Такого рода возможности должны быть заранее предусмотрены юридически.
Уже осуществлено технико-экономическое обоснование - достаточно предварительное, - которое показывает, что будет очень хорошим проектом, выгодным не только для (наших) двух стран, но и для других. Так что мы хотели бы продвигаться в этом направлении, что я и доложил президенту (Индонезии).
Кроме того, мы сосредоточиваем свое внимание и на мирном использовании ракет: для исследований погоды и т.д. Для Индонезии очень важно иметь доступ к проверенной российской технологии.
- Что бы Вы поставили на второе место в двустороннем сотрудничестве в науке и технологии?
- В ходе прошлогодней встречи наших президентом в Москве они обсудили планы Индонезии по строительству атомной электростанции (АЭС). Как вы, возможно, знаете, в соответствии с нашим национальным планом развития энергетики мы хотели бы ввести ее в строй к 2016 году. Эта дата может показаться отдаленным будущим, но когда мы говорим о строительстве АЭС - особенно первой, - на самом деле, остается не так уж много времени. И если мы проведем тендер в 2008 году, восьми последующих лет хватит только-только.
Наши президенты договорились о сотрудничестве в принципе, и теперь беремся за работу мы - на техническом уровне. Сейчас мы прорабатываем технологические аспекты, экономические перспективы, но столь же важен и вопрос о безопасности. На самом деле, самое главное, с чем мы сталкиваемся сейчас - это проблема общественного одобрения.
А следующей проблемой станет получение разрешение МАГАТЭ. Есть примерно 16 критериев, которым мы должны соответствовать, чтобы МАГАТЭ дало согласие, включая проверку безопасности предлагаемого нами места с геологической точки зрения. Но я уверен, что к концу 2007 годы мы сможем получить одобрение МАГАТЭ.
В мире есть не более шести стран, которые обладают технологией для (строительства) АЭС, и Россия - одна из них. Конечно, сама Индонезия пока не в состоянии построить и разработать собственную атомную электростанцию. Так что нам понадобится передача технологии.
- Последнее время индонезийская печать уделяет много внимания российскому проекту строительства плавучих АЭС...
- В нашей распложенной на архипелаге стране всегда есть выбор: ставить АЭС на суше или же делать ее плавучей. У Индонезии все еще вполне достаточно места на суше, так почему бы нам ее там и не расположить - если только этому не помешают какие-то другие причины.
На Яве, например, нам необходимо дополнительно 6 тысяч мегаватт, и, конечно, для такой большой электростанции плавучий вариант вряд ли стал бы верным выбором.
- Но как насчет небольших островов?
- Да, тут вы, конечно, правы. Но, все же, вопрос об атомной электростанции является не только техническим, он также влечет за собой тяжелое бремя (обеспечения) общественного и международного признания. Так зачем же нам избирать в качестве пилотного меньший вариант? Скажу вам честно: имея в виду 2016 год, мы сосредотачиваемся на большом плане.
- В каких других областях возможно сотрудничество между Индонезией и Россией?
- Например, в оборонных технологиях мы хотели бы не только увеличить число наших истребителей "Сухой", но и должным образом оснастить их - предпочтительно произведенным на месте оборудованием. Сейчас мы работаем над тем, как заставить наших "Сухих" приземляться в применением наших собственных аэрофинишеров. Первоначально мы импортировали их из России, но затем разработали собственные. И, используя эти сделанные на месте аэрофинишеры, наши "Сухие" смогут приземляться на более коротких взлетно-посадочных полосах и в намного большем числе аэропортов Индонезии.
И, конечно же, авиация, включая использование самолетов во время стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Кстати, именно я рекомендовал в прошлом году воспользоваться российскими (самолетами-амфибиями) Бе-200 для тушения лесных пожаров на Суматре и Калимантане, хотя само решение принял (наш) президент.
Сейчас мы в большей степени предвосхищаем события, стараемся вообще не допустить лесных пожаров, а там, где есть небольшой очаг, немедленно погасить его. И все же, Бе-200 снова станут последним резервом. Кроме того, для борьбы с меньшими очагами мы подписали соглашение с корейской фирмой, которая имеет вертолеты "Камов".