Рейтинг@Mail.ru
Семечка в дефиците - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Семечка в дефиците

Читать ria.ru в
Продовольственный рынок в этом году оказался щедрым на неприятные сюрпризы. Едва россияне оправились от летних скачков цен на овощи и мучные изделия, как началась лихорадка на рынке растительного масла. Низкие урожаи подсолнечника и развитие биоэнергетики в Европе оставили наших производителей без сырья. Прогнозы самые неутешительные: к ноябрю литровая бутылка подсолнечного масла в магазинах будет стоить примерно 60-70 руб.

Владислав Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Продовольственный рынок в этом году оказался щедрым на неприятные сюрпризы. Едва россияне оправились от летних скачков цен на овощи и мучные изделия, как началась лихорадка на рынке растительного масла. Низкие урожаи подсолнечника и развитие биоэнергетики в Европе оставили наших производителей без сырья. Прогнозы самые неутешительные: к ноябрю литровая бутылка подсолнечного масла в магазинах будет стоить примерно 60-70 руб.

Производители масла почувствовали неладное еще в конце апреля, когда трейдеры, распродав прошлогодние запасы по 8,5 тыс. руб. за тонну, уже через пару недель повысили цену на продукцию нового урожая до 9,5 тыс. руб. за тонну. А спустя три месяца цены на подсолнечную семечку побили все рекорды: обычно в это время года (когда собран новый урожай) она продается по 5-6 тыс. руб. за тонну, однако сегодня крестьяне требуют 12-12,5 тыс. руб., а отдельные поставщики соглашаются продать урожай лишь по 13 тыс. руб. за тонну.

Рекордный скачок цен объясняется довольно просто: в этом году крестьяне собрали подсолнечника на 1 млн тонн меньше, чем в прошлом - 5,7 млн тонн, против прошлогодних 6,7 млн тонн. Но это еще полбеды - при необходимости можно было бы пополнить запасы сырья за счет импорта. Но теперь и этого сделать не удастся - в основных регионах-производителях в этом году урожай подсолнечника тоже значительно ниже обычного. Например, на Украине в 2007 году собрали около 3,5 млн тонн семян подсолнечника против прошлогодних 5,5 млн тонн. Кроме того, повышенный спрос на масличные в Европе создает развитие биоэнергетики, то есть замены традиционных углеводородов топливом растительного происхождения. Ежегодный прирост производства биотоплива в мире составляют примерно 40%. Так что на урожаи сельхозпроизводителей из ближнего и дальнего зарубежья нам лучше не рассчитывать.

По прогнозам экспертов, нынешний рост цен на сырье приведет к 50-процентному подорожанию масла на оптовых рынках. Затем и розничные цены подскочат как минимум на треть. Разумеется, подорожают и продукты, в которых растительное масло используется в качестве сырья - прежде всего майонез и маргарин.

Уже сейчас представители некоторых торговых сетей заявляют, что подсолнечное масло в их магазинах подорожало примерно на 15%.

Сегодня, по данным компаний-производителей, оптовая цена литра масла поднялась в среднем с 27 руб. до 33 руб. Если оптовые цены вырастут до 40 руб., - а это может случиться в ближайшее время, - то в магазине придется платить 60-70 руб. за литр.

Одним подорожанием дело не ограничится. Отраслевые аналитики прогнозируют дефицит продукта на рынке. Ведь ежегодно россияне потребляют 2,2 млн тонн растительного масла, а нынешнего урожая хватит на производство лишь 2 млн тонн. Восполнить недостачу за счет импорта будет непросто по причине все тех же неурожаев и повышенного спроса на масличные. По данным розничных компаний, в южных регионах страны уже ощущается дефицит продукта.

Кроме того, мелким производителям - а их в стране около ста, и производят они примерно 50% растительного масла - грозит разорение. Сейчас из-за дорогого сырья производство масла становится нерентабельным, и как уверяют некоторые эксперты, многие производители масла фактически остановили производство, а оптовики распродают складские запасы. В итоге, когда рост цен на рынке достигнет пика - это случится к концу осени  - большинство мелких компаний уйдет с рынка, а производством масла в России будут заниматься 3-4 крупных игрока (сегодня это «Юг Руси», Bunge, «Эфко», WJ Group), и несколько региональных компаний, чьи марки популярны на местных рынках.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции   

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала