Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев фактически признал, что в ближайшее время Минздравсоцразвития будет разделено на два самостоятельных ведомства, отвечающих за медицину и социально-трудовые вопросы. Идея, вообще-то, не новая и давно дебатируемая, но то, что её озвучил чиновник, непосредственно отвечающий в правительстве за эти направления, говорит о том, что дело переходит в практическую плоскость. Всех, понятно, сейчас интересует, как сложится судьба самого непопулярного в России министра. Но, наверное, важнее всё-таки задуматься о другом - позволит ли возвращение к старой схеме навести порядок в сфере, которая затрагивает интересы каждого из нас.
Надо сказать, что вопрос о «разводе» был впервые поставлен ещё почти полтора года назад. Тогда председатель Комиссии по вопросам здравоохранения Общественной палаты Леонид Рошаль предложил всё вернуть на круги своя. Вместе со своими коллегами он подготовил аналитический документ о системных нарушениях в работе Минздравсоцразвития, в частности - о промахах его руководства и обосновал целесообразность размежевания несостыкуемых ведомств. Но, как замечает Рошаль, сей документ до многих государственных мужей не дошел, «осел в аппаратах».
Однако кое-кто критику всё-таки услышал. За разделение министерства в минувшем году выступил спикер Госдумы Борис Грызлов, а затем и «единороссы», которые в региональных законодательных собраниях инициировали вотум недоверия Михаилу Зурабову. И в году нынешнем кто только не «полоскал» министра - и на Охотном ряду, и в Белом доме, и в Совете Федерации. Депутаты нижней палаты парламента доказывали премьеру необходимость «организационного и кадрового укрепления данного направления деятельности правительства». Президент же, хотя эту тему поднимать не стал, прилюдно отчитал Зурабова за провал программы дополнительного льготного обеспечения лекарствами (ДЛО). Ну а Сергей Миронов, также призвавший воссоздать старый Минздрав, открыто заявил, что «лекарственные деньги» разворовываются, и пригрозил обращением в Генпрокуратуру.
А между тем «время решительных выводов» назрело давно. Созданный в ходе административной реформы в 2004 году министерский «трансформер» оказался совершенно неуправляемым и неэффективным. В круг обязанностей нового суперминистра помимо здравоохранения и фармакологии вошли и пенсионное обеспечение, и социальное страхование, и трудовая миграция, и защита прав потребителей... Всего в правительственном постановлении, определяющем функции министерства, я насчитал 16 направлений. Одно важнее другого. И плюс к тому - «подряд» на выполнение приоритетного национального проекта «Здоровье».
Почему-то считалось, что уж такой опытный управленец, как Михаил Зурабов, сумеет справиться с таким объёмом задач, решить любые самые сложные проблемы, разрулить все узкие места. Хотя в его послужном списке уже были провалы - взять хотя бы совершенно непродуманную и непросчитанную пенсионную реформу. И на новом посту они посыпались один за другим. Сначала скандальная монетизация льгот, затем арест его друзей и соратников из верхушки подотчётного фонда обязательного медстрахования, обыски в Пенсионном фонде, никем до сих пор не опровергнутые обвинения Счётной палаты в том, что министр распределял заказы на медицинское оборудование для нацпроекта среди «своих» людей. И если бы только это!
Тем не менее, каждый раз Зурабов выходил из воды сухим. И более того, везде и всюду демонстрировал ледяное спокойствие, безразличие и к критике, и к уголовному компромату. То ли он считает какие бы то ни было оправдания ниже своего достоинства, то ли настолько уверен в поддержке высоких покровителей. Возможно, последнее верней. На днях в прессе появились ссылки на неназванные источники в высших государственных кругах, которые прочат этому непотопляемому чиновнику кресло главы Минтруда - конечно, если таковой все же будет создан.
Но если даже вывести Зурабова за скобки и принять реформу за неизбежность, то невольно задаёшься вопросом: а будет ли практический толк от всех этих перестановок и перемещений? Ведь организационная перетасовка, как показал опыт предыдущей «административной революции», закрученной Дмитрием Козаком, может затянуться на долгие месяцы.
А дел, между прочим, невпроворот. К примеру, в том же здравоохранении. Так, нужно срочно разобраться с задолженностью за ДЛО - как утверждают в профильном комитете Госдумы, механизма реализации этой программы как не было, так и нет. Не терпит отлагательств и вопрос с зарплатами узких специалистов, которых, в отличие от участковых врачей и педиатров, повышение, проведённое в рамках нацпроекта, не затронуло. Назревает также скандал в связи с сокращением на 25% расходов министерства на курортное лечение инвалидов. Велика вероятность того, что в этом году будут сорваны сроки массовой иммунизации от гриппа - до сих пор не проведён тендер на закупку вакцины. Не улажен спор с Российской Академией медицинских наук по поводу запланированного перевода ведущих медцентров в ведение нового Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи...
Зато политическая выгода «развода» очевидна. Если Зурабова «сдадут» или хотя бы задвинут на менее заметную должность, то таким образом будет устранена очевидная мишень, в которую наверняка станут кидать дротики оппозиционные партии. А масштабная реорганизация громоздкой структуры позволит списать в графу «неизбежных потерь» все промахи и недочёты прежнего руководства Минздравсоцразвития.
Впрочем, это уже из области домыслов и догадок. Кто знает, что на уме у авторов грядущей реформы. Да и вообще, совсем не факт, что она всё-таки состоится...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции