Андрей Ермолаев, директор Центра социально-политических исследований «София» (Украина), член Экспертного совета РИА Новости.
Я согласен с коллегами из России в том, что линейных вариантов и прогнозов на будущее поствыборной Украины быть не может. Нам предстоит длительный процесс, связанный с легитимностью или нелигитимностью результатов выборов. Кстати, здесь злую шутку сыграл миф о демократических выборах 2006 года. Этот миф - продукт победителей, которые, имея поддержку извне (где был очень приятен миф о демократических выборах), смогли с помощью него снять вопрос о реальных подтасовках и нарушениях. Достаточно вспомнить, сколько было судебных процессов на этот счет.
Сейчас мы расплачиваемся за этот миф, потому что, как показывает практика, угроза нарушений избирательных процедур очень высока. Но нас ждет не столько проблема пересмотра итогов выборов, сколько технология сдерживания парламента. В случае, если будет воссоздана ныне действующая коалиция, у президента есть неплохие рычаги влияния на парламентскую атмосферу, в частности, за счет изменения всей действующей политической системы. В свое время один из политиков подсказал президенту, возможно, несколько опрометчиво, что две недели на раздумья на самом деле предполагают право на отказ. Я не исключаю, что этот инструмент будет задействован, возникнет патовая ситуация, начнутся очередные ни к чему не ведущие переговоры, которые станут прекрасной иллюстрацией необходимости конституционной реформы на фоне тотального кризиса.
Так что внеочередные выборы в Верховную Раду для президентской команды, которая выступила их модератором, являются технологической задачей. Я думаю, что президент преследует двоякую цель: вернуть сильную президентскую власть и обеспечить себе возможность переизбрания на второй срок. А использование такого инструмента, как парламентские выборы, позволят, как полагают Ющенко и его окружение, минимизировать преимущества главных конкурентов - Партии регионов во главе с Виктором Януковичем и блока Юлии Тимошенко - за счет «перезагрузки властной матрицы», как называли это сами представители Нашей Украины.
В последующем предполагается еще целый ряд шагов, которые приведет к новой конструкции. Во-первых, привлечь на свою сторону региональные элиты. Поэтому не исключено, что тот лозунг, который очень популярен сегодня в ходе выборной кампании, о необходимости реформ самоуправления, независимо от расклада сил в будущем парламенте, будет принят как объединяющее решение. А значит, в 2008 году будет высока вероятность выборов в местное самоуправление с новыми полномочиями и ротацией местных элит, возможно, уже не на партийной, а на мажоритарной основе с изменением групп влияния в каждом регионе. Вторая задача: создание системы сдержек и противовесов в Верховной Раде, которая позволит президенту реально влиять на работу в парламенте. И в этом случае не исключено появление идеи двухпалатности. Эта идея решает и проблему привлечения региональных элит на свою сторону. Верхняя палата - Сенат, - по всей видимости, будет ориентирована на привлечение региональных лидеров в парламент. К тому же эта система сдержек в компетенции партийных структур, которые будут в Нижней палате связаны с правительством.
Не менее масштабна и третья задача: изменения в конституции не только в части политической системы, связанной с полномочиями, но и в части создания более гибкой государственной модели. Ведь, к примеру, вступление в Евросоюз и НАТО предполагает определенные ограничение суверенитета. Сейчас такой возможности конституция не дает, даже учитывая отсутствие в ней внеблокового статуса. Между тем вступление в любую организацию такого уровня предполагает ограничение суверенитета. Поэтому, по всей видимости, эта задача будет решаться в рамках инициирования новой конституционной реформы. Просто она будет завуалирована проблемами переустройства политической системы. Так, реформа самоуправления, инициатива, связанная с референдумом и, возможно, с утверждением путем референдума нового текста Конституции, второй за годы независимости, - это звенья одной цепи, связанной с последующей реинсталляцией парламента. Здесь можно предполагать, что в случае успеха первых двух шагов, Украине придется пройти еще одни внеочередные парламентские выборы, теперь уже с новой структурой парламента.
Разумеется, если эта схема и начнет действовать, то только весной 2009 года. Это очень хороший трамплин для подготовки к президентским выборам, на которые президент будет позиционироваться как автор обновленной Конституции, автор новой модели власти с соответственными внешнеполитическими атрибутами.
Казалось бы, путь - конфликтный и, конечно же, этому пути будут противодействовать политические конкуренты. Но я не исключаю, что для некоторых влиятельных сил, в том числе, и среди восточных элит, подход Ющенко к изменению политической модели может быть интересен. Ведь состав будущего Сената представляется как держатели «контрольных пакетов» всех партий Нижней палаты и влиятельных региональных элит, которые будут в большей степени презентовать развитый индустриальный Восток. Таким образом, вся интрига еще впереди. Не случайно сейчас на инициативу президента Партия Регионов ответила очень аккуратно: она не исключают референдума, но предлагает дискуссию. Так что здесь не будет подхода, на котором настаивает Мороз: двигаться в логике 2004 года. Намечается более тонкая игра, где конструкцию власти инициирует президент, а за содержание власти попытаются бороться и элиты, и наша олигархия, плотно связанная с ними.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции