Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Российские власти решили, что стратегическими инвестициями в энергетическое машиностроение должен заняться крупный отечественный капитал. 31 августа РАО ЕЭС объявило, что продаст свои 25% «Силовых машин», крупнейшего в России производителя турбин для электростанций, российскому инвестору на конкурсной основе. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в этот же день дала разрешения установить контроль над «Силмашинами» двум российским миллиардерам: алюминиевому магнату Олегу Дерипаске и стальному - Алексею Мордашову.
Напомним, что ранее о продаже своих 30,4% «Силовых машин» заявила группа «Интеррос». Таким образом, тот, кто сможет приобрести оба выставленных на продажу пакета - и РАО ЕЭС, и «Интерроса» - установит контроль над «Силмашинами», которым принадлежит 37% российского рынка турбин.
Ранее «Интеррос» заявлял, что нашел стратегического покупателя на свой пакет, и многие отраслевые эксперты уже с уверенностью делали выводы, что «Силовые машины» попадут в руки Мордашова. Однако решения, одновременно принятые под самый занавес лета в РАО ЕЭС и ФАС, в корне изменили диспозицию. По сути, дан старт поединку двух олигархов за «Силмашины».
Кто станет победителем в этой борьбе, сейчас сказать сложно. Ясно одно: выиграет тот, кто предложит более серьезную программу развития «Силовых машин». С одной стороны, «Силмашины» обеспечены на долгие годы многомиллиардными заказами в рамках программы модернизации отечественной энергетики, то есть того же РАО ЕЭС. С другой, в самого производителя турбин надо вкладывать огромные средства. Поэтому государству выгодно, чтобы это бремя взвалил на себя один из двух крупнейших российских предпринимателей, которые имеют серьезные амбиции в энергетическом секторе: Дерипаска, который с состоянием в $16,8 млрд занимает 2-е место в российском списке Forbes, либо Мордашов, занимающий в том же списке 9-е место с $12,1 млрд.
Сейчас фора Мордашова, который уже считался потенциальным покупателем пакета «Интерроса», почти сведена на нет, а финансовые возможности Дерипаски, по общему мнению, будут несколько выше. Об этом свидетельствует то, что именно он в последнее время сильно преуспел в скупке непрофильных активов. Его головная компания «Базовый элемент» как бульдозер сгребает все, что встретит на рынке: автомобильные заводы, целлюлозно-бумажные комбинаты, строительные компании, авиалинии и агрохолдинги. Не говоря уже о том, что в этом году он успешно завершил объединение своего основного актива РУСАЛА с СУАЛом Виктора Вексельберга и швейцарской Glencore, в результате чего образовался крупнейший производитель алюминия в мире. Причем контрольный пакет этого гиганта оказался на руках у Дерипаски.
Мордашову же в последнее время везло меньше. В прошлом году в борьбе за слияние своего главного актива - «Северстали» - с европейской Arcelor он проиграл более удачливому индусу Лакшми Митталу. А от побочного направления бизнеса в виде «Северсталь-Авто» Мордашов решил избавиться сам.
Но при любом исходе борьбы за «Силмашины» стратегические инвестиции в них суждено проводить отечественному капиталу. В 2004 году немецкая группа Siemens, которой до сих пор принадлежат 25% «Силовых машин», пыталась установить над ними полный контроль, однако ей тогда не удалось получить на это разрешения от российских властей. В сложившейся ситуации немцы, скорее всего, уступят свой пакет тому из двух российских олигархов, который перед этим выкупит пакеты «Интерроса» и РАО ЕЭС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции