Пятого сентября из порта Архангельск уходит в арктическое плавание научное судно «Академик Мстислав Келдыш». Руководитель экспедиции - заместитель директора Института океанологии Российской академии наук им. П.П.Ширшова, доктор биологических наук Михаил Флинт перед уходом в море дал интервью обозревателю РИА Новости Татьяне Синицыной.
Не устала ли Арктика от российских визитов? Только что вернулся «Академик Федоров», отгремела на весь мир экспедиция Артура Чилингарова... А теперь вот - новый поход...
У «Академика Федорова» и «Академика Келдыша» совершенно разные задачи, побуждения, маршрут. Наша экспедиция - не «старательская», у нас нет титанового флага, который надо устанавливать на дне океана, но мы хотели бы показать, что современная российская наука работает в ключевых районах Арктики. Рейс «Академика Мстислава Келдыша» организован по специальному плану академических морских исследований и посвящен широкому спектру фундаментальных проблем. Не решив эти проблемы, мы никогда не сможем ответить и на вопросы прикладного характера, которые ставит перед нами будущее. Одновременно экспедиция является элементом проекта Международный Полярный год (2007-2008гг.), она благословлена мировым научным сообществом, занимающимся Арктикой.
«Мстислав Келдыш» получил известность в мире как уникальный исследовательский комплекс, обеспеченный обитаемыми подводными аппаратами «Мир», а также прославился тем, что принимал участие в съемках знаменитого голливудского фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона...
Это так, но в данном случае мы его используем исключительно для целей экспедиции. Судно принадлежит Академии наук России, а его обслуживание и обеспечение осуществляет наш Институт океанологии. Программа исследований определена до мелочей. Мы идем на восток, к Карским Воротам, через которые попадаем в Карское море. Научный состав экспедиции - 82 человека: ученые, а также высококлассные специалисты по обеспечению исследований, вооруженные массой приборов. На борту будет и небольшая группа сотрудников МЧС. Экспедиция - комплексная, это дает возможность изучать все параметры арктической экосистемы: атмосферные циркуляцию, физические процессы, происходящие в водной толще, явления в верхнем слое осадков, процессы биологические, гидрохимические, геохимические и пр. Мы постараемся охватить максимально широкий спектр, чтобы понять, какова же региональная специфика, что управляет процессами, а также заложить новую информацию в понимание того, как меняется Карская экосистема в долговременном аспекте.
Карское море выбрано, конечно, не случайно?
По нескольким соображениям. Это море принимает самый большой пресноводный сток в Арктике: две мощные сибирские реки Обь и Енисей. Поэтому здесь особенно выражено влияние континентальных процессов на морской бассейн. Карское море имеет обширное шельфовое пространство, а то, что происходит на шельфе, в огромной степени влияет на арктическую экосистему в целом. К тому же, море является границей между западной и восточной Арктикой, оно находится под влиянием вод, проникающих из Атлантического океана. С другой стороны, это - классическое сибирское море со всей мощью влияния на него континентального климата. Простой частный пример: тяжелые высокосоленые воды, на которых держится вертикальная структура вод, удерживающая арктический бассейн от перемешивания, в огромной степени формируются на шельфе. При нарушении процессов поступления плотных вод с шельфа может измениться температура поверхностного слоя Арктического океана, и это приведет к массированному таянию льда.
Говорят, сегодня ледовое поле Арктики сократилось уже на четверть...
Существуют разные количественные оценки. В целом за последние 12-15 лет площадь ледового покрытия Арктического бассейна уменьшилось на 25-30%, а сам ледяной массив стал тоньше. Арктика - то место, где планетарная «климатическая кухня» видна очень хорошо. Это - особая зона, и даже самые небольшие изменения, происходящие в ней, оборачиваются серьезными последствиями. В настоящее время человечество в большей мере сфокусировано на исследовании Арктики (чем Антарктики), по той простой причине, что гораздо большее число стран имеют «лицо, глядящее в Арктику». Хозяйственная деятельность, да и многие социальные процессы в этих странах серьезно зависят от того, что происходит в Арктике.
Будет ли ваша экспедиция исследовать шельф с точки зрения природных богатств, которые там спрятаны природой?
Наш научный интерес имеет два главных направления. Кроме экосистемы Карского моря, нас интересуют возможные экологические последствия от изъятия углеводородных ресурсов из-под ложа моря, а также состояние биологических ресурсов. Колоссальные, по существующему прогнозу, углеводородные ресурсы Карского шельфа очень скоро будут востребованы. Нельзя забывать, что в руках России находится 73% арктического шельфа, это - огромное богатство. Однако ресурсы нужно уметь использовать с минимальным ущербом для ранимой арктической экосистемы.
Природные богатства привлекают к исследованию Арктики даже те страны, которые находятся далеко от нее. Как Вы думаете, деление Арктического бассейна на сферы влияния уже серьезно стоит на повестке дня?
Мировое сообщество вкладывает значительные усилия в слежение за процессами, происходящими в Арктике. Пальма первенства в исследованиях региона принадлежит, конечно, мощным державам с границами, глядящими на Север. В то же время не стоят в стороне Китай, Южная Корея, другие страны. Интерес вызван, прежде всего, желанием понимать, как влияет Арктика на глобальный климат. Однако, конечно, имеется в виду и будущее деление Арктического бассейна на сферы влияния. Это - вещь неизбежная. Международным сообществом в той или иной форме будет учитываться, конечно, то, какие вложения - материальные, интеллектуальные - сделаны разными государствами за время истории исследований региона.
Каковы задачи группы МЧС, которая будет на судне?
Эта группа, совместно с учеными разных академических институтов, будет заниматься поиском и локализацией потенциально опасных объектов на дне Карского моря. Прежде всего, объектов, несущих в себе радиоактивные остатки. В истории страны был период небрежного, бездумного отношения к Арктике. В Карском море затоплены атомные реакторы, снятые с подводных лодок, а также контейнеры с радиоактивными отходами. Положение их документировано не всегда точно. Мы намерены установить истинную картину, в том числе и выяснить, дают ли эти объекты радиоактивные утечки (все же прошло 40-50 лет), каков радиационный фон в этих местах. В общем, за 32 дня работы в Карском море мы, по мере сил, постараемся сделать вклад в понимание современной экологической ситуации в этом районе Арктики.