Андрей Капустин, Киев.
Несмотря на то, что многие украинские эксперты обзывают нынешние выборы в Верховную Раду скучными, до конца с ними согласиться все же сложно. Понятно, самых ярких эпизодов предвыборной шоу-программы украинские избиратели лишились после отказа Верки Сердючки поиграть в партстроительство и всерьез побороться за депутатский мандат. Но для истинных ценителей прекрасного кое-что все же осталось. Чего стоит, скажем, запущенная по украинскому Интернету (в том числе и в весьма солидных проектах) информация о том, что 30 августа СПУ собирается пикетировать Кабмин. Но не Социалистическая партия Украины, а Союз Путан Украины.
Повод для сбора - еще один слив в Интернет, касающийся недавнего пребывания украинского премьера на Алтае. По информации одного рейтингового Интернет-издания (подкрепленной сканами документов) выходило, что отдых этот якобы оплатил один из российских олигархов. А поскольку в представленной схеме расселения гостей фигурировало слово «девочки», то из этого попытались раздуть чуть ли не скандал имени Моники Левински. Правда, доселе Янукович в аморальных поступках, связанных с сексом, замечен не был, и скандала не вышло. Но СПУ (те, что путаны) на свет божий все же извлекли. Правда, опять же виртуально. Ибо ни одна из ста заявленных дам нетяжелого поведения на пикет, призывающий чиновников Кабмина «пользоваться только украинским», не явилась. Что в принципе логично, ибо в Украине еще никто не отменял уголовную ответственность за занятие проституцией. Даже для членов СПУ. Но аббревиатурные клоны свою лепту в разгул черного пиара явно внесли.
Хотя клонам в Украине в последнее время не везет. Взять ту же историю с клонированием партии «Пора». Точнее, последние события, ибо «Пора» была подвержена приступам клонирования еще в 2004 году. Правда, сейчас удар был нацелен в подбрюшье блока «Наша Украина - Народная самооборона» (БНУНС), в который вошла и гражданская партия «Пора». Суть операции заключалась в том, что в ЦИКе появилась еще одна «Пора». С точно такой же печатью, и протоколом съезда, согласно которому все кандидаты «Поры» №1, включенные в список БНУНС, должны быть из него вычеркнуты. И, надо сказать, что ЦИК, несмотря на многочисленные протесты и непонимание со стороны президента, «Поре»-2 почему-то поверила и пошла навстречу просьбам. Т.е. зарегистрировала «Пору»-2, как участницу выборов, а представителей «Поры»-1 исключила из списка БНУНС. Тут же, понятно, заговорили о развале оранжевого блока. А министр юстиции г-н Лавринович вообще поставил под сомнение сам факт проведения выборов. Но в итоге суд запретил ЦИК верить «Поре»-2 и вроде бы восстановил статус-кво.
Но на этом история с украинскими клонами не закончилась. Правда, очередной скандал выборов касался опосредованно, но менее резонансным от этого не стал. Поскольку затрагивал морально-этические принципы работы украинских СМИ. Что в предвыборный период делает тему особенно важной и актуальной. Так вот, как известно, в 2005 году из Москвы в Киев прибыл телеведущий Савик Шустер. С помощью владельца телеканала ICTV (зятя бывшего президента Кучмы Виктора Пинчука), была запущена украинская версия программы «Свобода слова» (СС). Дело тогда шло к парламентским выборам. Программа весьма быстро стала украинским ток-шоу номер один, а сам Шустер вошел в сотню самых влиятельных украинцев по версии журнала «Корреспондент». Весной 2007 года Шустера перекупил телеканал «Интер», но шоу-мэн заверил, как своих прежних работодателей, так и телезрителей, что формат программы остается у ICTV, а он на «Интере» создаст нечто принципиально новое.
Однако нового не получилось. Поменялось разве что название - «Свобода Савика Шустера»(ССШ), да прибавилось помпезности. Но при этом своя СС с новым ведущим продолжала выходить на ICTV. Причем, в тот же день и практически в то же время. Руководство ICTV тут же обвинило Шустера в нарушении собственных обещаний и пригрозило подать в суд. Но разница между программами все же имелась. 24 августа, ссылаясь на опросы своей аудитории из двухсот человек, которая, по его словам, представляет срез всей страны, Шустер заявил, что рейтинг Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) подскочил до 38 процентов, а безусловный лидер забега Партия Регионов (ПР) осталась далеко позади.
С учетом того, что рейтинг ССШ весьма высокий (37 процентов), заявление Шустера вызвало скандал, который в последнюю субботу августа получил развитие на страницах влиятельного еженедельника «Зеркало недели». Руководитель социологической службы КМИС, которая занимается для ССШ подбором аудитории, г-н Паниотто был вынужден признать, что 24 августа Шустер завысил рейтинг БЮТ на десять процентов, занизив при этом рейтинг ПР, где-то на восемь.
В итоге страна получила подтверждение факта манипулирования общественным мнением ведущим телеканалом. А с учетом того, что о запуске своей версии «Свободы слова» уже заявил один из телеканалов города Ровно, не исключено, что эпидемия клонирования может охватить все регионы. Тем более, что слепить программу на скорую руку несложно.
Рецепт блюда прост. Ингредиентов немного. Нужны лишь аудитория, ведущий, и нескольких политиков. Как своих, так и залетных. Черные политтехнологии по вкусу. Что, кстати, немаловажно, поскольку большинство ведущих политиков от всех политических сил сегодня носятся по стране, пытаясь с учетом сжатых сроков, окучить как можно больше электоральных массивов. На качество, естественно, никто при этом обращать внимания не будет. Зато помимо двух киевских «Свобод слова» избиратели смогут насладиться «Свободой слова, скажем, по-харьковски», «по-лугански», «по-львовски» или «по-ялтински»... И везде будут свои «самые проверенные точные рейтинги», «самая верная информация о готовящихся фальсификациях», не говоря о массовых сливах компромата, которыми в прямых эфирах будут развлекаться политические оппоненты.
С чем после этого идти на избирательные участки электоральным единицам, которых и так без конца глушат популистскими видеороликами и «джинсой» в новостях, похоже не волнует никого. Посему нет ничего удивительного в том, что украинский Интернет выдает на гора анекдоты типа: «Привет! Как дела? - Зачем спрашиваешь, в одной стране живем...»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции