День труда в США
В первый понедельник сентября в США выходной. В стране отмечают одну из наиболее знаменательных в своей истории дат - День Труда (Labour Day). История этого праздника восходит к годам, когда филадельфийский профсоюз портных «Рыцари труда» организовал праздничное шествие. Следующее шествие состоялось в 1884 году, и было решено проводить эти мероприятия ежегодно. Другие профсоюзные организации США праздновали День труда 1 мая. Однако в 1886 году празднование Первомая в Чикаго вылилось в беспорядки и столкновения демонстрантов с полицией, повлекшие значительные человеческие жертвы. Президент США Грувер Кливленд своим указом установил празднование Дня труда в тот день, в который его отмечали «Рыцари труда» - в первый понедельник сентября. В брошюре министерства труда США, посвященной Дню труда, говорится: «Этот праздник родился в результате движения американских трудящихся. Он стал общенациональным потому, что страна считает должным ежегодно с благодарностью отметить вклад, который американские трудящиеся внесли и продолжают вносить в ту мощь, богатство и благосостояние, которое стало достоянием нашего народа».Однако, в отличие от Европы, где День труда приходится на 1 мая, в США праздник этот в значительно большей степени воспринимается не в ракурсе истории рабочего движения, а как дополнительный отдых. Большинство американцев считает День труда концом лета, и в этот день пляжи и другие популярные места отдыха полны людей, которые наслаждаются последними трехдневными выходными.
День солидарности в борьбе с терроризмом
Два года назад, 3 сентября 2005 года, в России впервые отмечался День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятный день установлен федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» (дата внесена в закон поправкой, принятой Государственной Думой 6 июля 2005 года, одобрена Советом Федерации 13 июля 2005 года, подписана Президентом РФ Владимиром Путиным 22 июля 2005 года). Этот день приурочен к трагическим событиям, произошедшим 1-3 сентября 2004 года в городе Беслане, когда в результате беспрецедентного по своей жестокости террористического акта погибли более трехсот человек, в основном женщины и дети. Эти трагические события потрясли весь мир. Солидарность России в ее борьбе с терроризмом выражали главы государств и простые люди. Борьба с терроризмом, предотвращение совершения терактов, безопасность каждого россиянина - важная государственная задача. Установление подобной памятной даты в нашей стране - это существенный шаг к увековечиванию памяти всех невинных жертв террористических актов на территории России. День солидарности в борьбе с терроризмом способен стать датой, символизирующей единение государства и общества в борьбе с таким страшным явлением, как терроризм. Органами государственной власти, общественными и религиозными объединениями 3 сентября 2005 года были проведены памятные мероприятия по всей стране. Состоялась «Всероссийская вахта памяти» с возложением венков к мемориалам жертв террористических актов, проведены памятные богослужения, прошли уличные шествия с зажженными свечами. В 12 часов по московскому времени прошла общероссийская минута молчания, во многих городах в небо были выпущены голуби- символ мира и спокойствия.
132 года назад (1875) родился Фердинанд ПОРШЕ, конструктор, промышленник, создатель автомобиля «Фольксваген»
Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в Австрии. Техническое образование получил в Райхенберге, продолжил учебу в Вене. Там же он начал работать инженером в компании паровых локомотивов Лохнер, где разработал первую пригодную для эксплуатации модель электрического автомобиля «Лохнер-Порше». Модель была представлена в 1900 году на автомобильной выставке в Париже. В 1906 году Порше перешел на работу в фирму «Австро-Даймлер», где занял должность главного инженера. За 18 лет работы в этой фирме он, кроме совершенствования серийно выпускаемых «мерседесов», создал и свой спортивный автомобиль «Авто унион», трижды устанавливавший рекорды в соревнованиях на скорость. Им была создана новая модель трактора, а также экономичный и надежный двигатель для аэропланов. В марте 1931 года в немецком Штутгарте на свет появилось «Конструкторское бюро Порше», приступившее к разработке двигателей для мотоциклов, автомобилей, самолетов и кораблей, и Порше занялся осуществлением идеи, владевшей им на протяжении многих лет - создать дешевый автомобиль, доступный самым широким слоям населения. С приходом к власти нацистов заказ на разработку «народного автомобиля» стал первым крупным заказом, порученным фирме Порше. В 1937 году была запущена в производство первая небольшая серия новых автомобилей, а еще через год «Фольксваген» приобрел знакомый многим поколениям внешний вид. Для его массового выпуска в мае 1938 года началось строительство крупнейшего в Германии автозавода в городе Вольфсбурге. С началом второй мировой войны строительство завода в Вольфсбурге было приостановлено, а недостроенные корпуса были перепрофилированы на производство военной продукции. К созданию военной техники был привлечен и Порше. Под его руководством в короткие сроки была создана одна из моделей танка «Тигр» и самоходное орудие «Фердинанд». После войны Порше, отбыв недолгое заключение во французской тюрьме, вернулся к работе. К этому времени английские власти, в чьей зоне оккупации оказался Вольфсбург, разместили на заводе заказ на производство 20 тысяч автомобилей, а по завершении экспортной ярмарки в Ганновере в 1947 году, где «Фольксваген» привлек к себе всеобщее внимание, в концерн начали поступать заказы из Голландии, Бельгии, Швеции и других стран. Производство машин постоянно росло, у «Фольксвагена» появились дочерние фирмы за рубежом - в Бразилии, ЮАР, Австралии, Мексике. 5 августа 1955 года состоялась торжественная церемония выпуска миллионного автомобиля. Фердинанд Порше успел застать начало мировой популярности своего детища, но до пика этой популярности не дожил - он ушел из жизни 30 января 1951 года в Штутгарте.
75 лет назад (1932) убит Павлик Морозов, пионер из села Герасимовка Свердловской области
По канонической советской версии подросток Павлик Морозов был убит родственниками после того, как донес на отца, укрывавшего зерно от представителей власти, которые проводили насильственное изъятие посевного материала, продуктов питания, сельскохозяйственного инвентаря и животных. После гибели он был навечно вписан в историю пионерии под номером 001. О нем в советское время слагались стихи и песни, ему ставились памятники. В перестроечное время Павлик Морозов превратился из героя в Иуду, его имя стало символом предательства. Культ его был развенчан, памятники снесены. В истории жизни и смерти Павлика много неясного, и по прошествии нескольких десятилетий трудно понять, где миф о мальчике, якобы пожертвовавшем своей жизнью в борьбе с «кулаками», укрывавшими хлеб от деревенской бедноты, а где реальная жизнь полуграмотного подростка из многодетной деревенской семьи. Существуют разные мнения по поводу гибели пионера Морозова - от «а был ли Павлик?» до «он был героем». По официальной версии Павлик Морозов донес властям на собственного отца за укрывательство хлеба, и отца посадили. Через некоторое время Павлика и его младшего братишку Федю нашли мертвыми в лесу. В убийстве обвинили родственников мальчика: деда, бабку и двоюродного брата, и их расстреляли. Еще одна из версий «подвига» Павлика: устав от издевательств алкоголика-отца и деда-деспота, мальчик нашел выход из положения, выдав их обоих и отправив в места заключения. Существует также версия, по которой донос Павлика на своего отца был сделан им по «наущению матери», которую отец оставил, уйдя к другой. Позднее распространилась версия о том, что Павлика убили сотрудники НКВД, чтобы развязать себе руки в борьбе с кулаками, а заодно представить подрастающему поколению героя-мученика.
43 года назад (1964) состоялось открытие аэровокзала «Шереметьево-1»
11 августа 1959 года службами аэропорта впервые был выполнен комплекс коммерческого и технического обслуживания лайнера «Ту-104», совершившего пассажирский рейс в Шереметьево. Первый международный рейс в Шереметьево был совершен 1 июня 1960 года по маршруту Москва - Шенефельд. С вводом в эксплуатацию 3 сентября 1964 года нового аэровокзального комплекса «Шереметьево-1» объемы воздушных перевозок возросли вдвое и составили 1,5 миллиона пассажиров в год. 14 октября 1967 года экипаж самолета «Ил-62» выполнил первый рейс в Париж. 20 ноября 1967 года состоялся первый рейс из аэропорта Шереметьево в Нью-Йорк. Второй, международный терминал - «Шереметьево-2» был открыт 6 мая 1980 года, в преддверии ХХ Олимпиады. 18 июля 1980 года в аэропорту было обслужено свыше восьми тысяч зарубежных гостей столицы Олимпийских игр. За месяц проведения Олимпиады аэропорт обслужил более 460 тысяч иностранных пассажиров. В 1996 году аэропорт преобразован в открытое акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево». В августе 2002 года Шереметьево получил сертификат на право эксплуатации аэродрома по III «А» категории ИКАО и стал первым всепогодным аэропортом в России. В настоящее время услугами аэропорта пользуются почти девять миллионов пассажиров в год. Около 150 авиакомпаний выполняют полеты из аэропорта Шереметьево в более чем 100 стран мира.