ВЕНЕЦИЯ, 1 сен - РИА Новости, Ольга Гринкруг. Кино не может быть просто актом обличения, потому что должно соблюдать законы построения художественного произведения, убежден британский режиссер Кен Лоуч, известный прежде всего своими фильмами социальной направленности.
"Кино - очень мощное средство: оно делает то, чего больше никакая форма выражения сделать не может. Прежде всего - это коллективный опыт. Кроме того, фильм - сложно устроенное явление, в отличие от ролика, скажем, на YouTube, который может быть просто пропагандой. Фильм - это не только пропагандистский лозунг, он должен быть завершенным художественным произведением, соблюдающим законы драмы, с ее конфликтом, персонажами, разрешением конфликта", - заявил Лоуч, представляющий в субботу в Венеции свой последний фильм, "Это свободный мир" (ItТs a Free World).
Речь здесь идет о двух девушках, Энджи и Роуз (Кирстен Уэринг и Джулиет Эллис), которые, оказавшись припертыми к стенке, открывают агентство по трудоустройству и в результате начинают не совсем честно себя вести с нелегальными мигрантами из Польши, Украины, Ирана, которых нанимают.
"Этот фильм снят не для того, чтобы заставить общество в очередной раз возмутиться эксплуатацией мигрантов, как будто об этом не говорили тысячу раз. Главное, что героини в каком-то смысле ведут себя ровно так, как требует от них общество. Мир, ориентированный на соревновательность, на культ предпринимательства, на рынок, устроен таким образом, что ты должен непременно надуть своего ближнего", - утверждает режиссер.
"При этом героини - женщины, они тоже зажаты в угол, у одной из них ребенок, так что мы и им, в общем, сопереживаем", - добавил Лоуч.
"В таких случаях ты просто делаешься заложником ситуации", - добавила Кирстен Уэринг (Keirston Wareing), для которой картина Лоуча стала первым фильмом: устав от десятилетних попыток получить роль, Уэринг чуть было не пошла в секретарши, так что о положении героинь она знает не понаслышке.
Режиссер, впрочем, тут же добавил, что положение мигрантов ужасно, что они зарабатывают по 5-7 евро в час, в то время как руководители банка Barclays, например, получают 40 миллионов в год, и ситуацию надо как-то менять.
Однако после того, как собравшиеся журналисты начали наперебой перечислять преступления капиталистического общества по отношению к мигрантам, режиссер напомнил, что речь идет прежде всего о художественной картине.
"Фильм, в отличие, скажем, от романа или пьесы, - плод коллективного труда, как бы напыщенно это ни звучало. Вся суть кинематографа в том, чтобы собрать воедино результат труда актеров, операторов, звукооператоров, редакторов, превратить его в нечто целостное. Иногда это удается, иногда нет", - считает Лоуч.