ЛОНДОН, 31 авг - РИА Новости, Мария Табак. Принцы Уильям и Гарри почтили память своей матери, принцессы Уэльской Дианы, погибшей в автокатастрофе в Париже ровно десять лет тому назад, передает корреспондент РИА Новости.
"Для нас она была хранителем, другом и защитником. Нам не хватает ее, мы часто говорим о ней. Вдали от видеокамер, для двух любящих детей она была просто лучшей мамой на свете", - сказал, едва сдерживая слезы, младший сын Дианы, 22-летний офицер принц Гарри.
Слова Гарри прозвучали в присутствии 500 гостей, собравшихся в лондонской Военной (Гвардейской) часовне на специальную поминальную службу, идея проведения которой принадлежит молодым принцам.
Служба, право трансляции которой получили лишь две телекомпании, прошла очень эмоционально. Ради печальной церемонии о своих раздорах, по крайней мере, на время, забыли три семьи - Виндзоры, Спенсеры, родственники Дианы, и аль-Файеды, родные Доди аль-Файеда, погибшего вместе с принцессой. На церемонию прибыли сестра Дианы леди Сара МакКоркуодейл, ее брат граф Спенсер и дочь Мохаммеда аль-Файеда Камилла. Последней в часовню в сопровождении супруга герцога Эдинбургского Филиппа, сына принца Чарльза и двух внуков вошла королева Великобритании Елизавета Вторая в синем пальто и широкополой шляпе.
Елизавету встретил шквал аплодисментов - в парке напротив часовни столпились сотни британцев и туристов, которые хотели хоть издалека ее увидеть.
Из королевской семьи на церемонии не присутствовала лишь супруга принца Уэльского Чарльза герцогиня Корнуоллская Камилла. Сначала приняв приглашение принцев Уильяма и Гарри, Камилла впоследствии отказалась прийти, объяснив это нежеланием отвлекать внимание общественности от самого события, посвященного памяти Дианы. В этот печальный для Великобритании день герцогиня осталась в одиночестве в шотландском замке Балморал, где проводит лето.
Несмотря на то, что важной идеей службы было всеобщее примирение, сама церемония вызвала волну недовольства - как со стороны журналистов, которые лишились возможности освещать главное событие дня - службу в память Дианы, так и со стороны британцев и туристов, которым не дали даже приблизиться к часовне.
Так, корреспондент телеканала "Скай Ньюз", хорошо знавший Диану лично, высказал предположение, что его не аккредитовали на службу за то, что он публично делился воспоминаниями и соображениями касательно отношений Дианы с королевской семьей.
"Мне не назвали причину отказа, но думаю, что он может объясняться именно этим", - сказал журналист.
Те, кто пришел к Кенсингтонскому дворцу и к Гвардейской часовне, отмечали, что королевская семья неправа, рассматривая мероприятие, посвященное 10-летию гибели Дианы, как "частную семейную службу".
Многие из тех, кто помнят и любят Диану, устроили свои собственные поминальные церемонии. Мультимиллионер Мухаммед аль-Файед, не раз заявлявший, что его сын и Диана стали жертвами заговора британских спецслужб, помянул погибших в принадлежащем ему универмаге Хэрродс, где к годовщине гибели принцессы и Доди была установлена изображающая их скульптура.
У Кенсингтонского дворца, где букеты цветов и фотографии Дианы начали появляться еще на прошлой неделе, в пятницу поклонники Дианы из фондов ее имени принесли магнитофон, так что собравшиеся делились воспоминаниями о принцессе под грустную классическую музыку и знаменитую песню Элтона Джона "Свеча на ветру", посвященную Диане.
Диану вспоминали по всей Великобритании. Поминальные службы по погибшей принцессе прошли в Абердине, Кардиффе, Манчестере и Бристоле. Люди приносили цветы в деревню Элторп в графстве Норт-Линкольншир, находящуюся неподалеку от места, где похоронена Диана, и к воротам поместья Сэндрингем в Норфолке, где родилась принцесса.
"Она сделала нас и столько других людей счастливыми. Нам ее не хватает", - сказал сегодня принц Гарри, обращаясь к Уильяму, присутствовавшим в церкви, подданным Великобритании и людям по всему миру. Британцы подтвердили его слова своими цветами, молитвами и воспоминаниями.
Гибель Дианы врезалась в память практически всем. Согласно опросу, проведенному газетой "Дейли телеграф", 89 % жителей Соединенного королевства могут в точности рассказать, где они были и что делали в тот момент, когда услышали о трагедии, произошедшей в ночь на 31 августа 1997 года в туннеле под площадью Альма на набережной Сены в Париже.