Рейтинг@Mail.ru
Чьи марки будет наклеивать Санта-Клаус? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чьи марки будет наклеивать Санта-Клаус?

Читать ria.ru в
Российские полярники зачастили в Арктику. В высокие широты стартовала уже четвёртая в нынешнем году экспедиция. На сей раз «триколор» не будет втыкаться в океанское дно, а взовьётся над новой дрейфующей станцией «Северный полюс-35». Для этого в сторону Чукотского моря отправляется флагман Росгидромета «Академик Фёдоров» и атомный ледокол «Россия». Поход, как говорится, плановый и задуман был не сегодня. Однако можно ожидать, что в контексте резко обострившейся борьбы за океанский шельф он будет воспринят другими претендентами как очередная попытка Москвы заполучить изрядный кусок «арктического пирога» и ещё более накалит страсти вокруг грядущего передела региона, где сосредоточено до четверти мировых запасов углеводородов.

Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.

Российские полярники зачастили в Арктику. В высокие широты стартовала уже четвёртая в нынешнем году экспедиция. На сей раз «триколор» не будет втыкаться в океанское дно, а взовьётся над новой дрейфующей станцией «Северный полюс-35». Для этого в сторону Чукотского моря отправляется флагман Росгидромета «Академик Фёдоров» и атомный ледокол «Россия». Поход, как говорится, плановый и задуман был не сегодня.  Однако можно ожидать, что в контексте резко обострившейся борьбы за океанский шельф он будет воспринят другими претендентами как очередная попытка Москвы заполучить изрядный кусок «арктического пирога» и ещё более накалит страсти вокруг грядущего передела региона, где сосредоточено до четверти мировых запасов углеводородов.

Решительная заявка России на Северный полюс, а точнее - на простирающийся от него до наших берегов «треугольник» в 1,2 млн квадратных километров, была воспринята болезненно. Соединенные Штаты в ответ сначала послали сопровождать российские суда самолёты-разведчики, а затем спешно собрали собственную экспедицию, которая отправилась к северной макушке планеты на ледоколе береговой охраны «Хили». Инспекционный вояж по своим «северам» совершил и канадский премьер Стивен Харпер, перед этим пообещав, что вскоре арктические рубежи страны будут охранять шесть патрульных кораблей и новая военная база на американском Крайнем Севере. Вслед за ними в поход выступили и датчане. Правда, собственных ледоколов у них нет, так что пришлось воспользоваться услугами шведского «Одена» и российского атомохода «50 лет Победы».

Но и это отнюдь не все «заинтересованные лица». Сегодня в Северном Ледовитом океане ведут «разведку» и немецкие полярники на научно-исследовательском судне «Полар штерн», и французские - на яхте ледового класса «Тара». Время от времени сюда наведывается китайский ледокол «Снежный дракон». По некоторым сообщениям интерес к этим местам проявляют и индийцы.

Особая тема - давний территориальный спор с Норвегией. В прошлом году она вслед за Россией подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. В ней норвежцы сформулировали претензии на значительную часть океанского участка, который мы считаем своим. Речь идет о «серой зоне» в 155 тыс. квадратных километров, где, между прочим, расположено месторождение, содержащее, по некоторым оценкам, до 3 трлн кубометров газа. Но, похоже, с северными соседями нам договориться всё-таки удастся. По крайней мере, есть  обоюдное стремление уладить дело, пока в него не вмешались другие «игроки». И не случайно поэтому недавно президент Путин дал указание правительству ускорить подписание компромиссного соглашения.  

Однако интересы прибрежных стран сталкиваются не только в «российском треугольнике». Наша экспансия на Север подлила масла в огонь, давно тлеющий по ту сторону полюса, в Западном полушарии. Если таяние полярных льдов будет продолжаться теми же темпами, то станет судоходным Северо-Западный морской проход - самый короткий путь из Европы в Азию, да к тому же территория тоже весьма богатая углеводородами. Права на него предъявляют, в первую очередь, Канада и Дания. К маленькому необитаемому островку Ханс, который занимает стратегическое положение в этом районе, они поочередно посылают военные корабли и устанавливают там свои флаги. Но на эту арктическую трассу претендуют и Соединенные Штаты, о чём на днях напрямую заявил канадскому премьеру Джордж Буш. И другие страны - Швеция, Англия, Германия, Нидерланды, Франция. Ну и Россия, вероятно, тоже была бы не прочь поучаствовать - в конце концов, у кого ещё есть такой мощный ледокольный флот!

Нынешняя активность в Арктике прибрежных и далёких от нее государств, между прочим, имеет совершенно невинное оправдание. Исследование океанского шельфа проводится в рамках Международного полярного года, который начался минувшей весной. Но вот результатов от многочисленных экспедиций ждут не только и не столько учёные, сколько государственные мужи, дипломаты, специалисты по морскому праву, руководители нефте- и газодобывающих компаний. А в России ещё и политики, для которых «полярная карта» может стать козырной в ходе предвыборной кампании. Что, кстати, ярко продемонстрировал недавний марш-бросок вице-спикера Артура Чилингарова на Северный полюс, не имеющий никакого отношения к научным изысканиям.

Атмосфера ожидания накаляется, напряжение растет. Отсюда, наверное, и стремление как можно скорее объявить о своей победе. Буквально на днях в прессе появилось сообщение, что исследования российских учёных будто бы подтвердили, что океанский хребет Ломоносова, вокруг которого, собственно, и разгорелся весь сыр-бор, является продолжением Сибирской континентальной платформы. Иными словами - принадлежит России. Однако буквально на следующий день ВНИИОкеангеологии, участвующий в проекте «Арктика-2007», опроверг эту «сенсацию». Да и пробы, полученные командой Чилингарова, оказывается, не при чём: Северный полюс находится в стороне от этого «подводного виадука», соединяющего Россию с Гренландией и Канадой.

Как утверждают специалисты, понадобится ещё немало времени, чтобы тщательно проанализировать данные и последних экспедиций, и тех, что проходили в предыдущие годы. Более того, по их мнению, исследования надо бы подкрепить результатами глубоководного бурения, но такой техники у нас, увы, нет. Правда, Мурманское морское пароходство предложило переоборудовать под решение этой задачи свой атомный лихтеровоз «Севморпуть», да на то нужны и средства, и время.

А вот времени как раз остается не так уж и много. До 13 мая 2009 года - это крайний срок - России предстоит пройти серьезный международный экзамен, в ходе которого она должна убедительно обосновать и защитить свои права на арктический шельф. Но, как считает эксперт британского Саутгемптонского университета Линдсей Парсон, «у остальных прибрежных государств такие же хорошие шансы, как и у русских».

Ну а пока суть да дело, некоторые острословы на Западе обсуждают вопрос о том, чьи почтовые марки будет наклеивать на свои письма единственный обитатель Северного полюса - Санта Клаус. Что скрывать, конечно, хотелось бы, чтобы наши, российские...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала