Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости.
Представители Белграда и Приштины на отдельных переговорах с «тройкой» международных посредников (Россия, США и ЕС) в Вене достигли договоренности о том, что стороны воздержатся от заявлений и действий, которые могли бы быть расценены как провокационные для процесса определения статуса Косово. Это единственный результат прошедших встреч.
Впрочем, и это уже много, никто - ни участники конфликта, ни представители «тройки», ни наблюдатели прорыва от консультаций в Вене не ждали. Да и может ли быть прогресс, если обе делегации едут на переговоры с позицией «ни шагу назад»? Зачем вообще нужен очередной виток переговоров по статусу Косова?
Напомним, что новый этап переговорного процесса был во многом спровоцирован Москвой, которая поддержала Белград и отказалась рассматривать новый проект резолюции по разрешению косовской проблемы, основанный на плане спецпосланника генсека ООН Марти Ахтисааари. Россия настаивала на поиске компромисса между сербами и косовскими албанцами и замене Ахтисаари на кандидата, который будет готов продолжать переговоры. Инициативу создания «тройки», чьей задачей является запуск прямого диалога между Белградом и Приштиной, выдвинул Евросоюз. И Россию и США этот формат устроил.
Первостепенной задачей для «тройки» является запуск переговорного процесса. Поэтому никто не расстроился, когда ни первый визит «тройки» на Балканы в начале августа, ни переговоры в Вене особых результатов в достижении компромисса между участниками конфликта не принесли. Т.е. на данном этапе уже хорошо, что стороны готовы вести диалог, пусть и непрямой. Но что дальше?
Уже сейчас очевидны разногласия и между членами «тройки» и между Приштиной и Белградом по двум основным вопросам. Первый - это дата окончания переговоров, а второй - оставлять ли за основу урегулирования план Ахтисаари, который устраивает косовских албанцев, ЕС и США и отвергается сербами и Россией.
Что касается даты завершения переговоров, то представители косовских албанцев (и в этом их поддерживают США) считают, что точка должна быть поставлена 10 декабря 2007 года. В этот день «тройка» должна будет представить свой доклад по ходу переговорного на рассмотрение Совета Безопасности ООН. На основе этого будет приниматься решение или о продлении переговорного мандата «тройки» или любое другое, в зависимости от ситуации. Однако министр юстиции косовской краевой администрации Йонуз Салихай уже выступил с предупреждением, что после 10 декабря Косово «начнет функционировать как независимое государство». Эту же позицию озвучил и президент автономии Фатмир Сейдиу. По его мнению, новые 120-дневные усилия должны стать последними в процессе окончательного определения статуса края. Дальнейшие отсрочки с предоставлением Косово независимости будут контрпродуктивными, - заявил он на пути в Вену. В тоже время Россия и Белград подчеркивают, что временных рамок в переговорном процессе быть не должно. Так премьер-министр Сербии Воислав Коштуница, комментируя переговоры в Вене, отметил, что значение имеет их качество, а не продолжительность. Тем более что 10 декабря это всего лишь дата предоставления доклада «тройки», и нигде не зафиксировано, что переговорный процесс к этому моменту должен быть завершен. В Москве считают, что это может произойти лишь после нахождения компромисса между сторонами.
Впрочем, пока до этого далеко. Все заявления косовской делегации в преддверии и по завершению переговоров в Вене сводились к тому, что для них вопрос о статусе края Косово давно решен и делегация намерена вести с Белградом разговор лишь о налаживании добрососедских отношений. Кроме того, косовские албанцы намерены использовать время, отведенное для переговоров с тем, чтобы склонить на свою сторону колеблющиеся страны, в частности Словакию, Румынию и Грецию.
В тоже время Белград не собирается отказываться от значительной части территории, которую считает своей, и соглашаться с независимостью Косово. Коштуница уже заявил, что власти Сербии разрабатывают различные модели реагирования на случай неблагоприятного для страны решения по будущему статусу Косово, а именно - провозглашения лидерами косовских албанцев независимости края в одностороннем порядке.
Какие это меры Коштуница не уточнил, сославшись на то, что это было бы некорректно в момент начала переговоров в Вене. Таким образом, хотя бы единственный результат от переговоров есть - стороны стараются быть сдержанными, хотя и весьма своеобразно. Тем не менее, работа «тройки» продолжается. Ее следующая встреча с делегациями Белграда и Приштины состоится в сентябре в Нью-Йорке, но о чем-то более конкретном можно будет говорить лишь в конце ноября. Если можно...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции