Владислав Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Федеральное агентство по рыболовству предлагает правительству ввести госмонополию на добычу и оборот осетровых. Соответствующий законопроект будет представлен ведомством 31 августа на президиуме Госсовета в Астрахани. Если документ одобрят, то в России появится еще одна отраслевая госкорпорация.
На президиуме Госсовета российские чиновники будут обсуждать меры по усилению контроля в рыбной отрасли и воспроизводству рыбных запасов. Особая роль отведена проблемам осетровых пород: это в прошлом русские мужики ловили царь-рыбу руками, а теперь осетр исчезает из наших рек. Из-за варварского браконьерского лова количество осетровых с середины 1980-х сократилось почти в 40 раз. Если браконьеров не остановить, то следующее поколение россиян о стерляди и севрюге будет знать лишь из книг. Да и российский бюджет от незаконного оборота икры ежегодно теряет в среднем около $500 млн.
До сих пор принимаемые властями меры особых результатов не приносили. Четыре года назад правительство перестало выдавать квоты на промышленный вылов осетровых. С тех пор добывать ценную рыбу разрешено только для научных исследований и искусственного разведения на специальных предприятиях. Однако икры и осетрины на прилавках меньше не стало, и как признают чиновники, 90% ее добыто браконьерами. Причем, государство, по сути само создало механизм легализации незаконно добытой продукции. Ведь все, что рыбоохранные ведомства отбирали у браконьеров, потом совершенно законно шло на реализацию. Коррупционная схема выглядела примерно так: браконьеры по установленным тарифам сдают незаконный улов соответствующим органам, а те оформляют рыбу и икру как конфискат и отправляют на реализацию. В Россельхознадзоре признают: черная икра, что продается в розницу, за редким исключением добыта браконьерским путем. Ведь вся легальная икра отправляется в рыбные хозяйства на выращивание мальков.
Чтобы закрыть лазейку по легализации незаконно добытой икры, были приняты поправки к закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно которым уже с мая 2007 года браконьерская продукция из осетровых и лососевых рыб, а также крабов, морских гребешков и трепангов должна уничтожаться. По словам замдиректора департамента рыболовства Минсельхоза РФ Михаила Голубовского, на прилавках может появляться «лишь черная икра, имеющая законное происхождение (остатки от научных квот и воспроизводства), а также произведенная искусственно в садках».
Впрочем, подобные меры обычно приводят не к исчезновению товара с прилавков, а его подорожанию: браконьеры просто поднимают цены, чтобы компенсировать риски. Видимо, к тем же выводам пришли и чиновники Росрыболовства, решившие бороться с незаконным промыслом осетровых более радикальными мерами. Ведомство разработало законопроект о передаче государству монопольного права на разведение, добычу и оборот осетровых. Заниматься этим, по замыслу чиновников, будет вертикально-интегрированная госкомпания, которая объединит заводы по разведению мальков, перерабатывающие предприятия, и, возможно, розницу. К примеру, правительство Астраханской области предлагает (эта идея по душе Росрыболовству) продавать икру только через специализированные магазины. Впрочем, отраслевые эксперты считают, что до таких крайностей дело, скорее всего, не дойдет. Но вполне возможно, что розничным предприятиям, желающим торговать черной икрой и осетриной, придется получать специальную лицензию.
Но и этого чиновникам показалось мало, последним ударом по коррупции и браконьерству в рыболовстве, по замыслу функционеров, станет восстановление Министерства рыбного хозяйства, которое должно объединить все функции по руководству и контролю за рыбной отраслью. Между тем, сегодня водные ресурсы курируют целых 16 ведомств - от Росрыболовства до Федеральной пограничной службы. Идея нового министерства уже пришлась по душе премьеру Михаилу Фрадкову. Не исключено, что на предстоящем Госсовете, помимо решения о создании «осетровой» госкомпании будет заявлено и о реставрации Минрыбхоза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции