Уже 95 лет в Москве хранится панорама "Бородинская битва". Ее автор - художник Франц Алексеевич Рубо, представлявший реалистическую школу живописи. Он был великолепным анималистом, самобытным пейзажистом, мастером колорита; прекрасно владел техникой рисунка.
Но в историю мировой культуры Франц Рубо вошел, прежде всего, как создатель грандиозных панорам.
Он родился в Одессе в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской рисовальной школе, в мюнхенской Академии художеств. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя.
Этот вид изобразительного искусства привлек мастера тем, что давал возможность создавать монументальные произведения, в яркой форме воскрешающие знаменательные события в истории России. В 1891 году в Мюнхене началась демонстрация его работы «Штурм аула Ахульго», посвященной взятию русскими войсками 22 августа 1839 года укрепления неприятеля в Северном Дагестане во время мятежа Шамиля.
С большим успехом эта панорама экспонировалась в Мюнхене, Париже, Севастополе и Санкт-Петербурге. В 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для панорамы «Штурм аула Ахульго» построили специальное здание.
Рубо, потративший на создание панорамы 35 тысяч рублей, обратился к Николаю II с просьбой приобрести ее у него за 15 тысяч. «Хотя это произведение и пользовалось всеобщим успехом, - писал он в прошении, - но материальным результатом этого предприятия оказался дефицит в 11 тыс. рублей». Кредиторы художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка. Панорама была приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса. В 1924 году панорама «Штурм аула Ахульго», хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала во время наводнения. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей, где в настоящее время хранятся четыре сохранившихся фрагмента.
Летом 1901 года художник получил официальный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов. Готовясь к написанию панорамы, Рубо тщательно изучал исторические материалы, беседовал с оставшимися в живых участниками обороны, писал этюды с Малахова кургана. По его просьбе на местах сражений устраивались инсценировки боевых действий.
Кроме эскиза размером 1,08х11,5 м, выполненного тушью на бумаге, он создал около 50 этюдов. Используя их Рубо к середине ноября 1904 года закончил работу над панорамой. Открытие состоялось 14 мая 1905 года. В феврале 1909 года панорама была выставлена для показа в Петербурге, а затем отправилась в Севастополь.
25 июня 1942 года от прямого попадания фашистской бомбы загорелось здание Севастопольской панорамы. Спасая живописное полотно, солдаты разрезали его на 86 кусков и вывезли их из Севастополя на военном корабле. После войны монументальное произведение было возрождено, и с 1954 года картина вновь демонстрируется в здании на Историческом бульваре Севастополя.
В период работы над панорамой «Оборона Севастополя», в апреле 1903 года, Рубо узнал об избрании его профессором петербургской Академии художеств, руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища академии. Но художник работал над панорамой и потому лишь на время приехал осенью 1903 года в Петербург, чтобы познакомиться с мастерской и учениками, среди которых был и ставший известным впоследствии советский баталист М.Греков. Всерьез заняться воспитанием молодых художников Рубо смог только в 1908 году. Педагогическая деятельность в стенах мастерской сочеталась с практической работой, связанной с созданием и установкой панорамы «Оборона Севастополя». Вместе с Рубо работали его лучшие ученики.
В конце 1909 г., когда в России началась подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г., Рубо высказал мысль о написании панорамы, посвященной подвигу народа России в этой войне. Панораму решили посвятить Бородинскому сражению, а здание дня нее построить в Москве. Автором предполагалось показать один из самых напряженных периодов Бородинского сражения - события, последовательно происходившие 7 сентября 1812 года с 10 часов утра до полудня: бои на семеновских флангах (флешах), где сражались воины во главе с Багратионом, у батареи Раевского, где проходила знаменитая контратака Уфимского полка, возглавляемая Ермоловым. Художник даже создал эскиз будущей панорамы, который не был утвержден. Рубо было предложено изобразить другой момент, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее ярко характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой. Отстоять свой выбор Франц Рубо не сумел: поскольку панорама создавалась в годы упрочения союза с Францией, правительство заставило художника избрать для панорамы тот же сюжет, который был представлен французским баталистом Ланглуа в одноименном произведении. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», - жаловался Рубо.
В конце марта 1910 года Рубо приезжает в Москву. Первого апреля он выезжает на Бородинское поле, где тщательно изучает позиции сторон, осматривает сохранившиеся укрепления, посещает музей на станции Бородино, Спасо-Бородинский монастырь, беседует с местными жителями, пишет этюды, делает зарисовки. Центром обзора, по предложению Рубо, становится деревня Семеновское.
Возвратившись в Мюнхен, Рубо приступил к работе. Тщательно изучая историческую основу, увязывая ее с топографией Бородинского поля, живописец искал верную точку обзора поля сражения и момент боя. В качестве помощников были приглашены известные немецкие художники: К. Беккер - баталист, М. Цено-Димер - пейзажист, П. Мюллер, К Форш и брат художника Ж. Рубо.
После почти двухлетних подготовительных работ картина была написана в невероятно короткий срок - за 11 месяцев. О том, какими нелегкими были эти месяцы, свидетельствуют письма Рубо военному историку, профессору академии Генерального штаба Б.М. Колюбакину, советы которого художник особенно высоко ценил. Сохранилось следующее письмо Рубо: «Дорогой Борис Михайлович, сегодня я прекратил на несколько дней работу... Как тяжело работать и работать так серьезно и усидчиво, когда не хватает денег... Придется мне... продать свой дом, чтобы кончить «Бородино».
К началу мая 1912 г. была завершена вся основная работа по созданию панорамы. В начале июня холст и детали предметного плана погрузили на специальные платформы и отправили в Москву. Туда же выехал Франц Рубо с четырьмя помощниками и тремя рабочими, чтобы разместить панораму в здании. Почти год не могли определить для неё место. Только в январе 1912 года было решено построить здание на Чистопрудном бульваре. Деревянное строительство в этой части города было запрещено, поэтому постановили соорудить временный павильон на один сезон, а впоследствии построить каменное здание. Строительство началось в начале мая, и к концу июля было в основном завершено. Около месяца затем продолжалась работа по размещению огромного (115 м - длина, 15 м - высота) полотна и установке предметного плана. Так закончилась многотрудная работа Ф.А. Рубо по созданию третьей, и последней, его панорамы, которая отняла у него много сил и здоровья. По окончании работы художник писал: «...панорама Бородино удачна и лучше севастопольской».
В 1913 году Франц Рубо уехал на время в Германию, но остался там до конца жизни. Начавшаяся война в Европе, а затем и гражданская война в России не позволили художнику, французу по национальности, прожившему большую часть жизни за границей, возвратиться на свою историческую родину. Живя вдали от Родины, истинным патриотом которой являлся, Рубо не написал ничего равнозначного панораме «Бородино». Для самого живописца вопрос о его национальной принадлежности был предельно ясен и никогда не вызывал сомнений. Он писал: «...я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».
Октябрьская революция внесла кардинальные перемены во все сферы жизни страны, повлияла она и на судьбу Бородинской панорамы. 28 декабря 1917 года, здание панорамы «со всем имуществом и картиной профессора Рубо» было передано электротехнической школе. Известно, что некоторое время павильон использовался для проведения новогодних пролетарских елок, затем в его стенах разместился литературно-художественный кружок «Трибуна». Весной 1918 года здание панорамы пришло в полную негодность. Полотно сняли, навернули на деревянный вал, и почти сорок лет оно хранилось в таком состоянии, порой в самых неблагоприятных местах - под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж». В 1930-40-е гг. неоднократно поднимался вопрос о восстановлении панорамы, однако по разным причинам данное решение откладывалось. Специальная комиссия, возглавляемая академиком И.Э. Грабарем, осмотрев в1939 году холст, пришла к выводу о невозможности его воссоздания. Однако в начале 50-х годов реставраторам удалось возродить полотно, казавшееся утраченным навсегда.
18 октября 1962 года панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» распахнула свои двери перед первыми гостями в новом здании на Кутузовском проспекте. Место постройки нового музея было выбрано не случайно: 2 сентября 1812 г., здесь в деревне Фили (предместье Москвы), в избе крестьянина Фролова, происходило историческое заседание Военного совета под председательством фельдмаршала М.И.Голенищева-Кутузова, на котором решалась судьба столицы.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников