Рауф РАДЖАБОВ, главный редактор Информационно-аналитического агентства "3rd View", военный эксперт (Азербайджан), для РИА Новости.
Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты и Российская Федерация проведут в начале сентября 2007 г. в Баку консультации по совместному использованию Габалинской РЛС. Напомним, что в рамках саммита G-8
7 июня текущего года президент РФ Владимир Путин предложил США совместно использовать Габалинскую РЛС в Азербайджане, но с условием: Вашингтон должен отказаться от планов размещения элементов ПРО в Европе. Если глава Белого Дома Дж. Буш заявил о логичности предложения Путина, то госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что Вашингтон не откажется от планов по установке системы ПРО в Польше и Чехии. Последующие события обозначили и вскрыли истинные намерения двух держав.
Почему-то некоторым государственным деятелям и экспертам (в том числе и российским) иранская угроза кажется мнимой. Так ли это на самом деле? В середине текущего года между ИРИ и КНДР было достигнуто соглашение, согласно которому Иран до конца этого года получит от Пхеньяна несколько десятков баллистических ракет «Taep'o-dong-2» с дальностью действия до 4 тысяч км. На сегодня клерикальный иранский режим не обладает баллистическими ракетами, способными достигнуть Европы. Но после завершения поставок «Taep'o-dong-2» подобные ракеты у одиозного Ахмадинеджада появятся. Следовательно, «Taep'o-dong-2» сможет долететь с иранской территории до Германии, Франции, Великобритании и других европейских стран. Именно по этой причине вышеуказанные страны (за исключением Австрии) выразили полную поддержку планам США. Помимо ракет «Taep'o-dong-2» имеются серьезные основания предполагать, что Северная Корея до 2013 года поставит в Иран дорабатываемые Пхеньяном баллистические ракеты с дальностью полета до 11 тысяч км, и непредсказуемый режим Тегерана технически будет в состоянии предпринять ракетную атаку по территории США. Помешать гипотетической иранской атаке способна именно система ПРО США, которую планируется разместить в Польше и Чехии к 2013 году. Все заверения иранского президента имеют лишь одну цель - выиграть время для создания ядерного оружия.
И в США, и в России иранскую угрозу воспринимают в равной степени со знаком минус. Из четырех зол современности (ядерный шантаж, международный терроризм, этнический сепаратизм и религиозный экстремизм), угроза ядерной локальной войны и международного терроризма подталкивают Вашингтон и Москву разворачивать свои системы ПРО. Именно в этом контексте и надо рассматривать все события, которые происходили на протяжении последних двух лет, и будут происходить в будущем.
Ассиметричный ответ Кремля на размещение США элементов ПРО в Европе надо рассматривать через призму создания РФ системы ГЛОНАСС и строительства новых РЛС «Воронеж». Россия создает собственную систему глобального навигационного слежения не только исключительно в мирных целях. Военные спутники формируют непрерывное навигационное поле, которое позволяет определить точные координаты любого объекта на земле, в море или в воздухе. Никакое высокоточное оружие не может быть использовано, если не будет спутниковой навигации. Непрерывная навигация по всей территории Земного шара обеспечивается при орбитальной группировке из 24-х спутников, введение которых планируется к концу 2009 года. В настоящее время Россия обладает 18 спутниками, что недостаточно для глобального покрытия земного шара.
Последние дни ознаменовались бурными дебатами по поводу заявления российского чиновника о желании Москвы до истечения срока аренды РФ Габалинской РЛС в 2012 году отказаться от ее дальнейшей эксплуатации. Надо заметить, что согласно Договору между Баку и Москвой, Россия это право имеет. Дело не в этом. Габалинская РЛС - это станция именно системы предупреждения о ракетном нападении, а вовсе не радар диапазона X, который используется для наведения противоракет GBI, и который США намерены разместить в Чехии в качестве элемента системы ПРО. Ахиллесовой пятой Габалинской РЛС является то, что она расположена довольно близко к районам вероятных запусков иранских и других ракет. Посмотрите, что происходит в Пакистане. Уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что религиозные экстремисты рвутся к власти в Исламабаде, и президент Мушарраф не контролирует всю территорию страны. А ведь Пакистан обладает ядерным оружием, и кому оно может достаться после ухода Мушаррафа?!
Габалинская РЛС отслеживает старт ракет и активный участок их полета. Но практически весь средний участок траектории полета боеголовок ракет РЛС не «видит», обзор которой ориентирован на юг, а не на север. Тогда как американские перехватчики GBI рассчитаны на перехват целей исключительно за пределами земной атмосферы.
Все это прекрасно понимают в Москве. Вот почему я, в отличие от некоторых чиновников и экспертов, не вижу здесь особой проблемы. Как только под Армавиром будет построена РЛС системы «Воронеж», то отпадет необходимость аренды Габалинской РЛС.
Радиолокационная станция (РЛС) «Воронеж» входит в общую систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которая была поставлена на опытно-боевое дежурство в районе поселка Лехтуси Ленинградской области еще в декабре 2006 года. РЛС «Воронеж» относится к станциям нового поколения и практически по всем параметрам превосходит зарубежные аналоги. Такая станция имеет модульный тип построения с высокой степенью заводской готовности, что позволяет очень быстро возводить подобные РЛС на наиболее ракетоопасных направлениях. «Воронеж» заменит старые станции типа «Днепр» и «Дарьял». Помимо строительства станции СПРН в районе Армавира, в ближайшее время будут возведены еще три РЛС «Воронеж» на востоке и севере России. Стоимость новой РЛС - порядка 2 миллиардов рублей (строительство Габалинской РЛС системы «Дарьял» обошлось в 20 миллиардов).
Кстати, Вашингтон и без Габалинской РЛС присутствует в Азербайджане. Еще несколько лет в АР, в районе городов Хызы и Астара, американцы разместили две свои передвижные РЛС «TRML-3D» для слежения за территорией Ирана, которая «просвечивается» в режиме ПВО на глубину 300 км.
Мне представляется, что во время предстоящих трехсторонних консультаций, помимо вопроса о совместном использовании Габалы, также важно обсудить следующие проблемы: что делать с иранской ядерной угрозой, далеко идущими планами международного терроризма и религиозного экстремизма.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции