Рейтинг@Mail.ru
Японская девочка-мультяшка сошла с экрана, чтобы обслужить вас в кафе - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Японская девочка-мультяшка сошла с экрана, чтобы обслужить вас в кафе

Читать ria.ru в
Дзен
Белый передничек, пышное коричневое, черное или розовое платье с многоярусной юбкой, ажурный кокошник, бант на шее, однотонные или полосатые чулки до колен и лакированные туфли - так выглядит японская "горничная", популярный персонаж анимационного фильма. И так же одеваются теперь работницы новых кафе, которые пользуются в Токио бешеным спросом, хотя не оказывают специфических услуг.

Тургиев Михаил Алиевич, корреспондент, ТокиоМихаил Тургиев, обозреватель РИА Новости в Токио

(фото и видео автора)

Белый передничек, пышное коричневое, черное или розовое платье с многоярусной юбкой, ажурный кокошник, бант на шее, однотонные или полосатые чулки до колен и лакированные туфли - так выглядит японская "горничная", популярный персонаж анимационного фильма. И так же одеваются теперь работницы новых кафе, которые пользуются в Токио бешеным спросом, хотя не оказывают специфических услуг.

Девушки в наряде мультяшек называются в Японии "мэйдо" - от английского "maid" (горничная). "Мэйдо" - это образ жизни, мода и новая престижная профессия.

Средоточием нового стиля стал известный на весь мир электронный рай Токио - район Акихабара. Здесь в переулках прячутся более полусотни больших и маленьких кафе, магазинов и салонов красоты, где посетителя с удовольствием и нарочитым вниманием обслужат "горничные".   

Особенность таких заведений не только в необычной одежде их сотрудниц, но в их изысканных манерах и умении развлечь посетителя разговором. Это не гейши, это не чайная церемония. Кроме специфической униформы "мэйдо»-заведения берут посетителя еще только одной «мелочью» - они проявляют к нему внимание и заботу.

"Такие места в основном расчитаны на беседу с клиентом", - говорит менеджер небольшого кафе, где полтора десятка столиков окружены белыми стенами, а потолок оклеенн обоями небесного цвета с нарисованными облаками.

Здесь в субботу трудятся всего две девушки, одетые в соответствующем стиле. Наличие свободных мест говорит о том, что заведение еще не "раскручено".

В серьезных "мэйдо»-кафе пустых столиков не бывает. Более того, весь день у входа стоит очередь из пары десятков желающих получить свою порцию удовольствия от обслуживания а-ля "мэйдо". В чем же секрет их привлекательности?

Японская девочка-"мультяшка" сошла с экранаБольшая часть посетителей в одном из известнейших "@home cafe", с которыми мне удалось побеседовать, пришли туда впервые. Многие были приезжими и зашли посмотреть на столичную достопримечательность, чтобы потом рассказывать соседям и друзьям.

"В рекламном проспекте нашей турфирмы было написано про это место - вот мы и пришли. Это оказалось лучше, чем мы думали. "Мэйдо" действительно очень и очень вежливые. Они так умело говорят с посетителями - к каждому индивидуальный подход", - делится впечатлениями супружеская пара из префектуры Миэ.

"Вообще, перед иностранцами немного стыдно. Это не то впечатление о Японии, которое они должны бы получить, придя в Акихабару", - утверждают две юных девушки, которые и сами одеты и накрашены почти как "мэйдо".

Пара двадцатилетних студентов из Осаки признается, что увидели сюжет про кафе по телевидению и просто решили попробовать, что это такое, хотя и божатся, что поодиночке ни за что бы сюда не пошли, потому что не любят "отаку" - людей, одевающихся и ведущих себя, как персонажи японских мультфильмов, откуда и берет свое начало образ "мэйдо".

"Нам есть с кем общаться, а сюда идут те, у кого нет друзей, кто устает от одиночества", - изрекает один из них.

Регулярный посетитель обнаружился только один - молодой человек в сопровождении трех подружек, одетых в том же стиле "мэйдо". Молодой человек оказался поклонником мультипликации и признался, что ему нравится стиль "горничных" и их манера речи, "как в анимэ".

Японская девочка-"мультяшка" сошла с экрана...Еще пока вы просто стоите в конце очереди, к вам обязательно подойдет девушка с кукольной внешностью, которая с неизменной вежливой улыбкой и неподдельным интересом во взгляде из-под длинных накладных ресниц, обильно покрытых черной тушью, поинтересуется, какое место вы предпочитаете: у стойки, за столиком, для курящих или нет. Когда вы продвинетесь в очереди у кафе до того места, где сможете присесть на один из десятка табуретов для посетителей перед дверями в мир розовых и белых тонов, девушка, разговаривая, опустится перед вами на корточки.

Перед клиентом, занявшим место за столиком в зале, девушка-горничная уже становится на колени. В такой позе она принимает заказ, накрывает, убирает, подает счет и отвечает на любые вопросы клиента.

"Я стала "горничной", потому что моя старшая подруга этим занимается, а, кроме того, мне нравится быть "отаку", - с преувеличенной радостью рассказывает, подавая кофе, девушка, у которой к стандартной внешности "горничной" добавлены мохнатые ушки и пушистый хвост, выбивающийся из пышного банта на талии.

После этого она предлагает мне сложить большие и указательные пальцы рук в форме сердечка, сама делает то же самое и показывает магический жест: надо повести этим сердечком вправо-влево и вперед к заказанному блюду, произнеся: "Моэмоэ-кюуууу!!!"

Точно перевести это не представляется возможным, но, как уверяет "горничная", это помогает "вложить любовь" в десерт или кофе и тем самым обязательно улучшит их вкусовые качества.

Желающие могут за отдельную плату поиграть с девушкой в карты, "камень-ножницы-бумагу" и другие простые игры.

"Самое главное в нашей профессии - передать клиенту хорошее настроение", - улыбается "мэйдо", отказавшись рассказывать о трудностях профессии.

Японская девочка-"мультяшка" сошла с экранаМожет быть, именно такое обхождение и подкупает как японцев, так и иностранцев, потому что меню, кроме как пирожными в форме медвежат, не отличается разнообразием и оригинальностью? В зале, где яблоку негде упасть, сидят самые разные люди: пожилые дамы, папа с маленьким сыном, мужские и женские компании и один угрюмый тип, наотрез отказавшийся выполнять ритуал с сердцем из пальцев. За него этот ритуал проделала "горничная", гарантировав изюминку блюда.

Поедая сдобренный любовью десерт, клиент должен следить за часами. В отличие от обычных кафе, в этих на определенное число клиентов за столиком выделяется строго ограниченное время. О приближающемся конце сеанса предупредят за пару минут. За эти две минуты как раз можно успеть оплатить счет и быстро проглотить то, что осталось на тарелках.

Стиль "горничных" охватил не только кафе. В той же Акихабаре есть и магазин очков, и мужской салон красоты, выдержанные в духе нового веяния, а по всему району, особенно около станции метро, стоят десятки девушек в модной униформе, раздающих рекламные листовки.

"Где еще можно носить такую одежду? Нигде. А тут - можно", - говорит менеджер салона красоты для мужчин "Обу" мэйдо Элис. Нередко к своему имиджу "горничные" добавляют английское имя-псевдоним.

Только что Элис демонстрировала свое мастерство, обсуждая с клиентом "прекрасную форму" его черепа. Наряду с беседой о всякой всячине в арсенале необычных услуг этого салона - массаж лица и рук для снятия стресса.

По словам Элис, некоторые девушки остаются верными стилю "горничных" даже после 30 лет, но в основном в этом возрасте переходят на работу в обычные места. Бывшая мэйдо может стать официанткой, уборщицей, продавщицей - но уже в традиционной одежде и консервативным поведением.

Слова Элис прерывает громкое восклицание одной из ее коллег, которая торжественно преклонила колено перед клиентом, выигравшим в лотерею салона брелок, и с поклоном, глядя в пол, обеими руками отдала приз счастливчику.

Этот место оказалось единственным, где не было запрещено делать фотографии. В остальных  кафе фотоаппарат не разрешалось даже держать в руках. Специальные объявления говорят, что если снимок был все-таки сделан вопреки правилам, он должен быть уничтожен.

Запрет фотографировать объясняется не только заботой о спокойствии посетителей. В некоторых заведениях фотографии сотрудниц в мэйдо-форме продаются по 500 иен (около $4) за штуку, а снимок посетителя в их окружении обойдется ровно в три раза дороже.

Японская девочка-"мультяшка" сошла с экранаКроме фотограций, в кафе и магазинах можно приобрести аксессуары настоящих "горничных", купить костюмчик в стиле мэйдо для себя или для своей собаки, сфотографироваться в форменной одежде.

"Этот стиль - это ребячество, их не очень воспринимают. Хотя они довольно милые", - делится соображениями по поводу "горничных" корреспондент "Фудзи-телевижн", который приехал на съемки нового явления для своего телеканала.

"Их еще два-три года назад не было видно. Эти девочки подражают своим кумирам из мультфильмов и Интернета, и сейчас это как-то все вышло наружу", - вторит ему оператор.

Ребячество или нет, но в Японии уже существует Академия "горничных" и Ассоциация "горничных". Последняя в декабре этого года намерена провести первый официальный экзамен на профессиональное владение навыками.

Планируется, что в экзаменационных вопросниках будет несколько разделов: история "горничных", умение вести себя с посетителями, уборка, стирка, готовка. По итогам этого экзамена лучшим будет предоставлена помощь в трудоустройстве. Однако непонятно, найдет ли эта идея отклик у девушек.

"Зачем вводить экзамен, когда "горничная" - это состояние души? "Горничной" можно быть только по зову сердца. Я на этот экзамен не пойду", - уверенно ответила коленопреклоненная официантка в "@home cafe", получая деньги по счету - в полтора раза больше, чем за аналогичный заказ в обычном кафе.

Однако тенденция неумолима. Два года назад оборот рынка, связанного с темой "горничных", составляла около 89 миллиардов иен ($740 миллионов). Сейчас он находится на подъеме, и бизнес, который не склонен к романтике, начинает выдвигать свои требования. Это требования к умению держать себя, общаться с посетителями, быть той самой "горничной", которую предпочтут работодатели.

Не исключено, что «мэйдо»-кафе станут своеобразным молодежным вариантом заведений, где работают так называемые "хостес" - девушки, в обязанности которых входит развлекать клиента беседой за солидное вознаграждение. На вершине мастерства такой работы находятся немногочисленные ныне гейши, труд которых оплачивается уже совсем высоко.

С другой стороны, для японской молодежи, повально увлекающейся  комиксами "манга" и анимэ-мультипликацией, "горничные" - это нечто само собой разумеющееся, живые картинки, сошедшие со страниц журналов. И оказаться в их обществе - сродни прикосновению к материализовавшейся фантазии.

Отчасти прав и студент, который заметил, что в эти места идут люди, которым не хватает общения. Японские СМИ часто пишут о проблемах взаимоотношений в среде молодежи, издевательств школьников над своими свертниками. Типичная для этой страны картина - компания детей, которые сидят рядом, но играют не друг с другом, а каждый с собственной портативной игровой консолью.

В то же время некоторые специалисты в области молодежной психологии считают, что и в "горничными" девушки становятся не от хорошей жизни.

"Отаку" становятся дети, которые не тянутся к учебе, у которых мало друзей и для которых это может стать увлечением", - считает профессор токийского женского университета Отяномидзу Акира Сакаи.

По его мнению, для таких детей это возможность отдалиться от суровой по отношению к ним реальности. С другой стороны, в этом увлечении есть и доля обычного развлечения и хобби, признает профессор.

"Хорошо это или плохо? Мне кажется, что общество не должно отрицательно относиться к этому, потому что это своего рода убежище для молодежи", - резюмирует Сакаи.

В вопросе несчастливой судьбы молодых девушек, идущих в "мэйдо", с ним совершенно не согласен ведущий консультант исследовательского института "Номура" Кэн Китабаяси (Ken Kitabayashi), который уже не первый год занимается изучением рынка "мэйдо-кафе".

"В Японии увлечение молодежи переодеванием в костюмы героев анимэ и манга существует очень давно, поэтому и в стиле "мэйдо" нет ничего необычного. Это просто увлечение, и таких людей очень много", - уверенно говорит он.

От него я услышал и историю происхождения "мэйдо»-кафе. По словам Китабаяси, в обычные кафешки приходило такое количество поклонниц стиля "горничных", желающих там работать, что лежавшая на поверхности идея просто не могла не превратиться в действительность. Первые заведения появились на Акихабаре в 2003-2004 годах, а в 2005 году их количество резко увеличилось и постепенно росло вплоть до начала этого года.

"Их стало настолько много, что сейчас некоторые начали закрываться, но теперь новые точки открываются уже по всей стране там, где их раньше вообще не было", - рассказывает эксперт.

Но вне зависимости от экономических и социальных перипетий девочки и девушки, которые сейчас выбирают в многочисленных магазинах для "горничных" новые платья, банты, чулки и туфельки, чтобы быть похожими на своих мультипликационных кумиров уверены, что наивная романтика этого увлечения никогда не уйдет в небытие. Просто кому-то повезет и на работе оставаться верной стилю кружевных белых передников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала