Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.
В последнее воскресенье лета в России отмечают День Байкала. Праздник возник после 1999 года, по инициативе общественной организации «Байкальская экологическая волна». В это время Байкал, как «шедевр природы и общепланетарный стратегический ресурс чистой воды», был уже включен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. С особой пышностью День Байкала отмечают три субъекта Федерации - Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области, чьи территории выходят на берега озера.
Обычно озера исчезают с лица Земли через 10-15 тысяч лет, засыпавшись осадками. Байкал, возникший на месте тектонического разлома 25 миллионов лет назад, не обнаруживает ни единого признака старения. Тот факт, что природа пронесла это чудесное творение через миллионные эволюционные испытания, натолкнул ученых на мысль, что Байкал - не просто озеро, а зародыш океана. Байкальские берега раздвигаются со скоростью 2 см. в год, а глубина озера достигает 1620 м. Не исключено, что в далеком будущем Байкал и станет океаном, если его «карьере» не помешают люди.
В изогнутой полумесяцем каменной чаше Байкала с площадью водного зеркала 31,5 тысяч кв. км хранится 20% общеземных запасов пресной воды, 23 млрд. тонн. Природа спрятала этот удивительный водоем в глубинах юго-восточной Сибири, среди гор и тайги. Народы, живущие близ Байкала, называли озеро каждый по-своему. Для монголов это был «Большой водоем», для китайцев - «Северное море». Первые русские землепроходцы Сибирского края использовали эвенкийское слово «Ламу», т.е. «Море». Однако окончательно прижилось тюркское слово «Байкал» - «Богатое озеро». Его уникальный экомир действительно щедро наделен природой. В озере обитает 1550 видов животных, более 1000 разновидностей растений.
Великое озеро кормило, поило и питало дух аборигенов. Эта и находит отражение в сценарии уже традиционных празднований «Дня Байкала». Театрализованные представления в фольклорном духе, научные лекции и семинары, стихи и песни, посвященные Байкалу - неизменный атрибут праздника. Однако главный его смысл - не позволить обществу забыть о тех опасных проблемах, которые медленно губят озеро.
В процессе эволюции организмы, населяющие Байкал, приспособились к определенным условиям среды обитания. Роль главного «санитара» байкальской воды выполняет рачок эпишура, эндемик, миниатюрный родственник креветки. Ежегодно этот эндемик фильтрует полуметровый поверхностный слой воды, очищая и обеспечивая ее кислородом.
В ХХ веке человек надумал вмешаться в хрупкую систему озера. На пороге 60-х годов в Кремле приняли решение о строительстве Целлюлозного комбината на южной оконечности байкальского берега. Ход идее дал руководитель страны тех лет Н. Хрущев. Идеологи проекта воспринимали уникальное озеро прагматически, как источник сверхчистой воды, столь необходимой для производства «продукта-100» - сверхпрочной кордной целлюлозы. В этом материале нуждалась сверхзвуковая авиация и развивающаяся космическая программа. Однако послужить патриотическим целям целлюлозному комбинату не пришлось - было найдено другое решение проблемы, но производство - осталось.
Многие известные общественные деятели настаивали на закрытии предприятия, однако дело решило заключение, которое дал академик Н. Жаворонков. Он заверил Хрущева, что стоки комбината будут чище той воды, которую пьют в Кремле. Ученый не обманывал: отработавшая производственный цикл байкальская вода (42 млн.куб.м в год) и по сей день возвращается в озеро вполне чистой. Но дело даже не в том, насколько чисты стоки в Байкал. Просто нигде в мире не принято строить промышленных предприятий на уникальных озерах. Пока мощный природный потенциал Байкала еще способен сопротивляться негативным воздействиям. Тем не менее, биологи отмечают проявление признаков деградации у эпишуры: у рачка страдают жабры, утончается панцирь. Это - реакция на хлор, пусть и в минимальных количествах, но все же попадающий в озеро. Годовая производительность чистой воды, ради которой трудится крошечный рачок, по данным ученых, уменьшилась на 7,5%, т.е. неочищенными остаются 4,5 кубокилометров воды.
Исключить бедствие можно только радикальным способом - убрать комбинат. Но как это сделать? Куда девать возникший вокруг него 17-тысячный город? Кстати, и он сбрасывает отходы своей жизнедеятельности в Байкал. На решение проблемы нужны и политическая воля, и колоссальные деньги, которые никак не может найти государство.
Байкал, девять лет назад внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, имеет скандальный шанс сменить статус и попасть в другой список, «тревожный», под названием «Всемирное наследие в опасности». Уже не первый год эксперты ЮНЕСКО резко критикуют «бездействие российских властей» в отношении Байкала.
Беспокойство за судьбу Байкала есть и дома, в России. Поэтому в гимне озеру, который звучит в День Байкала, всегда слышится тревожный мотив.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции