МОСКВА, 24 авг - РИА Новости, Мария Ганиянц. Появление большого количества женщин-режиссеров - следствие общемировых тенденций, не связанных с особенностями кинематографа, считает Анна Меликян, режиссер фильма "Русалка", который будет показан в ходе стартующего в пятницу фестиваля "Московская премьера".
"Очевидно, что женщин-режиссеров становится все больше. Этот процесс, на мой взгляд, никак не связан с особенностями кинематографа: такие тенденции наблюдаются во всех областях жизни. По необъяснимым причинам слабый пол вырвался вперед - наверное, произошел какой-то гендерный переворот, и женщины освоили мужские профессии", - рассказала Меликян в интервью РИА Новости, комментируя рост числа снятых женщинами фильмов в российском кино.
В той же "Московской премьере" участвует, помимо "Русалки" Меликян (лучшая женская роль "Кинотавра"- 2007), еще и "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой, победившее в этом году на Московском международном кинофестивале.
Однако, как говорит автор "Русалки", кино для нее "не делится на мужское и женское. Оно, прежде всего, авторское. Смотришь и понимаешь, что за человек снимал фильм".
В то же время Меликян признает, что быть женщиной и снимать фильмы - задача не из легких. "Режиссер, если честно, - профессия мужская. Это тяжелейшая в физическом смысле и крайне стрессовая работа, для которой нужно иметь железное здоровье и стальные нервы", - считает она.
"В нашей стране все делается в режиме цейтнота, и работать на площадке приходится иногда по 24 часа. А со стальными нервами, как известно, у дам редко бывает все в порядке", - добавила Меликян.
"Хотя никаких прочих сложностей, вроде необходимости ходить к киночиновникам или продюсерам в прозрачных кофточках и строить глазки, у женщин-режиссеров конечно, нет. Но у большинства женщин, даже если они режиссеры, есть семьи и дети. А значит, им гораздо сложнее уехать в экспедицию на пару месяцев. В итоге страдает либо семья, либо работа. Приходится чем-то жертвовать", - признается режиссер.
У самой Меликян подрастает 11-месячная дочь Саша.
"Из-за недостатка финансирования и превышения сметы работа над "Русалкой" приостановилась почти на полгода буквально за две недели до съемок. К тому моменту, когда съемки возобновились, я была уже глубоко беременна, и, хотя явных "беременных идиотизмов" у меня не было, большую часть времени мне хотелось просто полежать и подумать о малыше. Здесь меня выручило то, что за время подготовительного периода картина была досконально продумана и раскадрована. Иногда я просто открывала книжку с раскадровкой и тупо ей следовала", - рассказала режиссер.
Говоря о бюджете картины, Меликян пояснила: "Первоначальное превышение сметы произошло потому, что в фильме использовано огромное количество объектов, около 70, и большинство из них находилось в Москве, где страшные пробки и все очень дорого".
Она привела и конкретные примеры: "Здание Университета, на съемки которого ушел целый день, в кадре появится на пару секунд. Средний съемочный день стоил порядка 10 тысяч долларов, а самым дорогим стали съемки прыжков героев Маши Шалаевой и Евгения Цыганов с Крымского моста. Они нам обошлись в 30 тысяч долларов. Чтобы организовать эти съемки, пришлось за полгода начать переписку со всеми столичными чиновниками, обычной и речной милицией, чтобы нам не только разрешили эту акцию, но и отключили на мосту электричество".
Меликян добавила, что из потраченных в общей сложности на съемки 2 миллионов долларов почти половину дало государство.
В широкий прокат "Русалка" должна выйти 6 декабря.
Выпускница ВГИКа Анна Меликян получила известность благодаря короткометражным фильмам "До востребования", "Andante" и "Полетели", участвовавшим во многих российских и международных фестивалях. Ее первым полнометражным фильмом стал "Марс" (2004) с Гошей Куценко и Евгенией Добровольской в главных ролях. За него Меликян получила Специальный приз кинопродюсеров на фестивале "Киношок".