Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Пока что нет даже объявленной даты, когда специальные представители двух Корей, Китая, России, Японии и США вновь сядут за знакомый стол в «башне для ловли рыбы» (правительственный комплекс в Пекине). Ожидается, что встреча состоится в начале сентября.
Будет ли она последней? Непохоже, но все равно можно представить себе день окончания пекинских переговоров. Это стало ясно уже на февральском раунде этого года, когда на свет появились общие контуры решения проблемы, над которой шесть стран бились больше трех лет. А именно, Северная Корея возвращается в режим нераспространения ядерного оружия и под контролем МАГАТЭ сворачивает все соответствующие программы. По сути, то было американо-северокорейское соглашение, поскольку основной «обвиняющей» стороной выступал Вашингтон. Прочие же участники переговоров играли роль гарантов и даже переводчиков с американского языка на северокорейский, поскольку поначалу два противника вообще не были способны общаться напрямую. Сейчас общаются.
В июле стало ясно, что соглашение действительно будет выполняться, поскольку США согласились снять с Пхеньяна последние обвинения и разблокировать зарубежные счета режима. Вопрос о том, насколько справедливы были обвинения, остался вежливо обойденным.
И вот сейчас, на очередном раунде, начнется согласование деталей, алгоритма дальнейших действий сторон. Но это - именно детали. И хотя при желании заблокировать процесс можно с помощью любой из них, «корейская проблема» в целом решена.
И что же тогда придет на смену «шестерке»? Механизм слежения за тем, чтобы договоренности выполнялись? Какая-то новая, «ответственная за Корейский полуостров» международная организация? Или ничего? В последнее верится с трудом.
Давайте посмотрим, что происходит сейчас внутри различных вспомогательных механизмов, которыми обросли шестисторонние переговоры. По идее, механизмы эти готовят повестку дня для очередного тура пекинской встречи. Но получается так, что именно там, на заседаниях рабочих групп, и рождаются контуры новой структуры. Как и новой мировой политики вокруг Кореи, с ее известными проблемами, прежде всего с разделом некогда единой нации на развитый Юг и неразвитый коммунистический Север.
Последней по времени в Москве заседала рабочая группа по безопасности в Северо-Восточной Азии. По имеющейся информации, самым интересным на ней было понаблюдать: способны ли, хотят ли представители шести столь разных государств подняться выше пропагандистских речей или обвинений, и найти какие-то необходимые всем странам региона решения, идущие дальше «ядерной сделки» как таковой? Появятся ли идеи договоренностей, обеспечивающих безопасность региона на длительное будущее? Оказалось, что «в целом - да, или - почти да», - считает источник, близкий к переговорам. А это - уже фантом будущей системы региональной безопасности.
Столь же интересными были результаты заседания в Пекине рабочей группы по денуклеаризации Корейского полуострова. Эта группа возглавляется Китаем и занимается разработкой плана свертывания ядерной программы КНДР. Она обсуждала детали предстоящего разглашения полного списка ядерных объектов Пхеньяна, и доставки обещанных Северу за это 950 тысяч тонн мазута для электростанций. Именно на этой встрече, и еще в Пханмунджоме, на границе двух Корей, где работала группа по экономическому и энергетическому сотрудничеству, прозвучала идея помощи Пхеньяну для модернизации его электростанций. А это - зародыш возможной будущей организации развития корейского Севера.
Прямой диалог Пхеньяна и Сеула формально не входит в шестисторонний механизм. Тем не менее готовится визит президента Южной Кореи Но Му Хёна в Пхеньян (видимо, в октябре). Предметом переговоров может оказаться «единая экономическая зона», сообщают из Сеула. Четыре остальных участника процесса внимательно следят за ситуацией, поскольку инвестиции в Северную Корею могут вдруг оказаться очень прибыльным делом.
Проходят и другие встречи и контакты всех со всеми. Наконец, после раунда переговоров в Пекине возможна встреча министров иностранных дел шести участников процесса - похоже, что в Нью-Йорке, на «министерской неделе» ООН.
То есть разговор о будущем Корейского полуострова только начинается.
Напомним, как родилась в июне 2002 года Шанхайская организация сотрудничества. Начиналось все с подписания между пятью из шести нынешних участников ШОС в 1996 и 1997 годах соглашений об укреплении доверия и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. А дальше оказалось, что есть так много общих тем для разговора, что жалко расходиться. Начали с ежегодных саммитов пяти лидеров, потом создали мощную организацию. Аналогичный пример - ОБСЕ, начинавшаяся как механизм контроля за выполнением соглашений одной крупной конференции.
Отметим общую черту этих организаций: обе объединяют очень разные страны. Хотя, конечно, не такие разные, и находящиеся друг с другом не в столь острых отношениях, как КНДР и США, или Китай и Япония. И, тем не менее, усердие и труд шести переговорщиков помогли Корейскому полуострову избежать иракского (то есть военного) сценария, и вообще научили их говорить друг с другом.
Видимо, наступил век не блоков, а иных организаций, направленных на сотрудничество стран с разными идеологиями и интересами. Поэтому то, что произойдет после завершения пекинских переговоров, может напоминать не новую шахматную партию, а изобретение каких-то новых шахмат.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции