Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Открывшемуся 21 августа международному авиакосмическому салону МАКС-2007 предшествовал два месяца назад именитый форум во французском Ле-Бурже, который, казалось, впитал все новое из области авиации и космоса. Тем не менее, и на подмосковном техническом параде выстроятся образцы, реально претендующие на мировое первенство в части ракетостроения.
Если на предыдущем МАКСе в 2005 г. откровением для всех стал многоразовый космический корабль «Клипер», разработанный отечественным лидером гражданского космоса - корпорацией «Энергия», то фаворитом в этом году может стать уральский ракетный центр им. Макеева, известный как создатель различных систем оружия на основе стратегических баллистических ракет.
Центр представляет две принципиально новые разработки из области средств выведения. Первая - двухступенчатая ракета-носитель с многоразовой первой ступенью «Россиянка». Особенностью проекта является предлагаемый способ возвращения и спасения ступени в районе старта за счет многократного включения собственных двигателей. Эта транспортная система может использоваться для доставки космических аппаратов на траекторию полета к Луне и Марсу.
Сам факт демонстрации лунно-марсианской техники говорит о том, что Роскосмос намерен пересмотреть существующую программу развития отечественной космонавтики, которая в современном виде не предусматривает до 2015 года серьезных работ по организации полетов автоматических аппаратов и планирования пилотируемых полетов за пределы околоземного пространства. Таким образом, если «Россиянке» в ближайшее время действительно уготовано стать лунно-марсианским носителем, то Роскосмосу потребуется многоступенчатая программа коррекции существующих уже профинансированных планов в области исследований дальнего космоса.
Более четко видятся перспективы второго проекта Центра им. Макеева, - так называемого «Воздушного старта», включенного в Федеральную космическую программу 2006 - 2015 годов.
Уникальность этого проекта состоит в том, что при выводе на орбиту полезного груза отпадает необходимость использовать дорогостоящий и экологически зависимый наземный стартовый комплекс. Предполагается, что в качестве ракеты-носителя будут использовать ракету на экологически безопасных компонентах топлива «Полет», стартующую с тяжелого транспортного самолета АН-124-100 «Руслан».
Весьма радужные перспективы у «Воздушного старта» и с точки зрения коммерческого использования. Так, уже подписано соответствующее соглашение с Индонезией о запуске спутников при помощи воздушного старта с индонезийского острова Биак. Отметим, что этот остров имеет очень выгодное положение для запуска спутников. Он находится почти на экваторе - на 1-м градусе южной широты. Следовательно, с Биака можно вывести на околоземную орбиту более тяжелый спутник, чем при старте с Байконура и Плесецка.
По оценкам, цена такого старта составит порядка 23 млн. долларов, т.е. она будет вдвое ниже, чем стоимость традиционного запуска ракеты «Союз-2».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции