Михаил Хмелев, экономический обозреватель РИА Новости.
Чистота воздуха в российских городах оставляет желать лучшего, и главным загрязнителем атмосферы в стране по-прежнему остается автотранспорт. Россия только недавно вступила на путь ужесточения экологических требований к выхлопам автомобилей. Но чтобы еще более уменьшить вклад России в загрязнение атмосферы планеты, мало перевести автомобильный парк на современные экологические стандарты «Евро-4», которые действуют, к примеру, в Евросоюзе. Необходимо добиться, чтобы автомобильное топливо в стране соответствовало современным нормам чистоты и качества.
Переход на новые экологически чистые технологии обходятся недешево для европейской автомобильной промышленности. Так, в компании Bosch, одном из крупнейших поставщиков автокомпонентов в Европе, на экологические инновации вынуждены тратить около 10% бюджета. «Причем, достижение более высоких стандартов по выхлопам автомобиля, обходится все дороже», - заявил на 58-м Международном автомобильном пресс-брифинге директор автомобильного направления Bosch Бернд Бор.
К примеру, уменьшение эмиссии углекислого газа (СО2) в автомобильном выхлопе бензинового двигателя с нынешних 189 грамм на километр до 139 г/км к 2008 году (добровольно принятое автопроизводителями Европы обязательство) повлечет за собой удорожание автомобиля на 500-1200 евро. Дальнейшее снижение выброса СО2 до 120 г/км к 2012 году прибавит к цене автомобиля еще 800-1600 евро. О выхлопе СО2 на уровне 100-105 г/км пока говорить рано, но в случае реализации покупателям это обойдется еще в 1500-2000 евро.
Дошло до того, что автопромышленники Европы стали задаваться вопросом, насколько оправдано дальнейшее ужесточение экологических требований в Евросоюзе? Затраты на введение более строгих стандартов автомобильного выхлопа в Европе не соответствуют получаемому результату.
В России только недавно занялись проблемой экологии транспорта. До 2006 года российские экологические стандарты, ограничивающие эмиссию вредных веществ в автомобильных выхлопах, на много лет отставали от европейских норм. Но в апреле 2006 года в России начал действовать запрет на ввоз и производство автомобилей, не соответствующих экологическим нормам «Евро-2». Согласно закону, стандарт «Евро-3» вступит в силу в стране с 1 января 2008 года. Ввозить и выпускать автомобили ниже стандарта «Евро-4» будет запрещено с 2010 года. Законом даже запланирован переход к нормам «Евро-5» с 2014 года, во что сейчас верится с огромным трудом. Российская промышленность сегодня только осваивает стандарты «Евро-3» и «Евро-4», да и в самой Европе, откуда в Россию идет подавляющая часть автомобильного импорта, в массовом порядке перешли лишь к нормам «Евро-4». Так что до «Евро-5» нам еще далеко, сейчас в экологической повестке есть и другие проблемы.
Чтобы снизить негативное влияние автотранспорта на чистоту воздуха, мало заставить промышленность выпускать, а граждан покупать экологически безопасные машины. Необходимо обеспечить их качественным чистым топливом, воздействие которого на экологию было бы минимальным. Парадоксально, но в России, являющейся одним из мировых лидеров в нефтедобыче, до сих пор недостаточно производится качественного и экологически безопасного топлива. Причин тому несколько: это и допотопный уровень нефтепереработки в стране, и небольшой спрос на качественное, но дорогое топливо. Наконец, в России отсутствуют современные и обязательные к исполнению стандарты качества автомобильного топлива.
Ситуация только недавно начала меняться к лучшему. В последние годы качество российского автопарка неуклонно растет. Сегодня на дорогах страны лишь 55% автомобилей не дотягивают до стандарта «Евро-2» (в начале десятилетия этот показатель был на уровне 90%). В дальнейшем правительство планирует ввести в России механизм налогового стимулирования граждан на приобретение более современных автомобилей, как это сделано в ЕС. Нефтяные компании активно инвестируют в обновление нефтепереработки - для того, чтобы полностью перевести производство бензина в стране на стандарт «Евро-4» необходимо около 30-37 млрд евро. Наконец, и власти не бездействуют.
В августе этого года российское правительство приступило к рассмотрению технического регламента, устанавливающего стандарты качества для топлива. После его принятия уже в 2008 году российские нефтеперабатывающие предприятия начнут переходить на выпуск качественного бензина и дизельного топлива. Тем же регламентом, имеющим статус закона, в стране будут введены процедуры жесткого контроля на топливном рынке. Процедуры эти, чтобы не выдумывать ничего нового, россияне скопировали у европейских коллег. Так что есть надежда, что по прошествии всего нескольких лет экология транспорта в России будет на том же уровне, что и в Европе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции