МОСКВА, 16 авг - РИА Новости. Объявление концессионных конкурсов и заключение договоров на строительство платных автодорог в России задерживается из-за того, что инвесторы требуют от российского правительства гарантий по трафику и обеспечению минимальной рентабельности проектов, а Минфин России выступает против, сообщил РИА Новости источник в одном из министерств.
"Будущие концессионеры, которые намерены инвестировать в строительство дорог крупные суммы и привлекают для этого серьезные заимствования, требуют от нас гарантий, что эти дороги будут приносить доход", - сказал собеседник агентства.
На вопрос, какого рода гарантии хотят инвесторы, источник уточнил, что речь идет о финансовых гарантиях, в том числе дотациях из бюджета.
"Против этого резко выступает министерство финансов. Сейчас по этому поводу идет спор между Минфином и Минтрансом", - сказал источник.
Как стало известно РИА Новости, в пятницу этот вопрос будет рассмотрен на совещании в правительстве.
Еще в конце прошлого года Минэкономразвития отобрало, а правительство утвердило ряд проектов по строительству платных автодорог, в том числе Западного скоростного диаметра (ЗСД) и Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге, скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург и объездной дороги вокруг подмосковного Одинцово (участок автомагистрали Москва-Минск). В начале года был объявлен первый концессионный конкурс по ЗСД, заявки на который подали четыре компании, три из них иностранные, имеющие опыт в строительстве и эксплуатации дорог. Минтранс поспешил заявить, что в ближайшее время будут объявлены еще три конкурса. Однако процесс застопорился.
Сомнения у потенциальных инвесторов возникают потому, что в России пока нет платных дорог, а после их строительства у автомобилистов все равно останется выбор - ехать быстро, но за деньги или медленно, но бесплатно. По предварительным расчетам, в среднем проезд одного километра по платной дороге на легковом автомобиле будет стоить один рубль, для грузового транспорта цена будет выше.
"Есть определенный период, который прогнозируется слабо и очень условно. После строительства дороги в течение двух-трех лет может быть провальный трафик. По нашим трассам это не предполагается, но государство должно для себя решить, насколько оно заинтересовано в привлечении инвестиций и насколько оно готово на торг с концессионером", - поделился с РИА Новости источник в другом ведомстве.
Он отметил, что обычно инвестор вкладывает в такие проекты не более 20% собственных денег, остальное - заемные средства, которые нужно возвращать, поэтому концессионеры и настаивают на гарантиях минимального дохода в первые два-три года работы трассы.
Это мировая практика, указал собеседник агентства, когда государство гарантирует инвестору компенсацию, если недобор трафика происходит не по вине концессионера.
"Традиционно во всем мире это декларирует министерство финансов, а у нас министерство финансов не любит брать на себя какие-то дополнительные гарантии", - сказал он.
Но все-таки, по его словам, в конкурсную документацию на проекты Москва-Санкт-Петербург и Москва-Минск эти гарантии включили.
"Когда пройдет хотя бы два успешно реализованных проекта, то на третьем проекте можно от государственных гарантий перейти к коммерческим - банковским или страховым", - заключил собеседник агентства.