«Для современной России, как и для других мировых держав, космонавтика - это уже не только предмет национальной гордости. Освоение и использование околоземного пространства стало серьезным ресурсом национального развития, реального повышения качества жизни людей», - так в начале года определил роль космоса президент России Владимир Путин. Таким образом, космическая деятельность становится неотъемлемой частью экономического и военно-политического развития государства. О положении в отрасли и о возможных перспективах ее развития в эксклюзивном интервью обозревателю «РИА Новости» АНДРЕЮ КИСЛЯКОВУ рассказал Николай Севастьянов, возглавлявший до недавних пор флагман отечественной космонавтики - Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» имени С. П. Королева.
- Чем характерна современная российская космонавтика?
- Если мы рассмотрим положение в космической отрасли, необходимо выделить три составляющие: пилотируемая программа, программы средств выведения и автоматических космических аппаратов. Используемые сегодня пилотируемые системы относятся к разработкам 60-х годов. В частности, космический корабль «Союз» впервые стартовал в 1967 г., затем были модернизации, однако сама философия, по сути, не изменилась - это одноразовые корабли.
Но самое главное состоит в том, что сегодня эта техника производится на устаревшей производственной базе, использующей старые аналоговые системы. Если мы хотим удержаться в лидерах, говоря о пилотируемом космосе, то должны перейти на новые технологии.
Что касается ракетных систем, то и здесь ситуация обстоит не лучшим образом. Ведь наша гордость - ракеты-носители «Союз» и «Протон» - разработки опять-таки 50-х и 60-х годов. И сегодня мы уже сталкиваемся с ограничениями по выводимой массе (массе выводимого на орбиты полезного груза, А.К.). Что касается носителя «Протон», то существует и экологическая проблема. Если говорить о «Союзе», то на сегодняшний день уже существует проблема себестоимости использования этого носителя, так как пакетный принцип комплектации ступеней подразумевает большое число двигателей, составляющих основную стоимость носителя. Необходимо и здесь двигаться вперед - переходить на новые технологии.
Что касается спутников-автоматов, то в начале 2000-х годов ситуация немного улучшилась, если говорить о спутниках связи. Началась реализация двух серьезных программ: полностью инновационной программы «Ямал» (разработчиком успешно работающей сегодня программы «Ямал» был как раз Николай Севастянов - А. К.) и программы модернизированных спутников семейства «Экспресс».
Однако у нас практически отсутствуют спутники наблюдения, дистанционного зондирования Земли. Сегодня на орбите нет ни одного чисто научного спутника.
Иными словами, сегодня мы используем космическую технику, базирующуюся на старых технологиях. Это, в свою очередь, серьезно влияет на перспективы отрасли. Почему? Дело не только в том, что скоро мы окажемся не конкурентоспособными по тактико-техническим и тактико-экономическим характеристикам. Существует и кадровая проблема. Производить старую технику, работая на старом оборудовании, сегодня не хочет молодежь. Отрасль быстро стареет, не ощущая притока молодых кадров.
Хотел бы остановиться еще на одной проблеме. У нас отсутствует собственный гражданский космодром. Любая страна, которая планирует расширять свое участие в международном космическом рынке, должна иметь свой гражданский космодром. Байконур, конечно, хороший космодром, однако существующие правовые ограничения не позволяют вкладывать в него инвестиции. У России и Казахстана хорошие отношения, но, к сожалению, периодически возникают ограничения по запускам российских ракет с Байконура. В России есть задел по собственному космодрому на Дальнем Востоке - космодром Свободный. Он мог бы стать равноценным дополнением к космодрому Байконур, значительно расширив возможности России по запускам космических аппаратов. На космодроме Свободный можно будет вкладывать инвестиции в новые технологии, что значительно улучшит технико-экономические характеристики ракетно-космической техники.
- Что необходимо в этой связи предпринять, имея в виду три направления космической деятельности: пилотируемое, ракетостроение и развитие спутниковых систем?
- Необходимо как можно быстрее разработать и принять программу развития российской космонавтики, основанную уже не на принципах эксплуатации старых заделов, а на реализации новых инновационных проектов. В этом случае появляется возможность не только сохранить позиции на мировом рынке космических услуг, но и вернуть России лидерство, а также привлечь в отрасль молодые кадры, стимулировать развитие смежных направлений.
В прошлом году в корпорации «Энергия» подготовили концепцию развития пилотируемой программы. Были подготовлены Основные положения развития отечественной космической программы до 2050 г. Они были одобрены на расширенном научно-техническом совете Корпорации и на выездной сессии Академии наук. Основные положения развития российской космической программы до 2050 г. мы представили в 2007 г. и на академических чтениях, посвященных 100-летию со дня рождения С.П.Королева. Однако в Роскосмосе наши предложения пока не нашли поддержки.
В этих основных положениях программы мы предложили рассмотреть четыре основных направления.
Первое - создание транспортной системы. Это базовый вопрос сегодня. Новые разработки должны быть экономически эффективнее, чем старые. Мы предложили создать космическую транспортную систему в целом, наряду с орбитальным кораблем «Клипер» разработать новый современный ракета-носитель, способный, к тому же, выводить на орбиты и спутники. Предлагалось создание и собственного космодрома, о чем мы говорили выше. Таким образом, проблема создания космического транспорта решалась в комплексе, а не расчленялась на составляющие.
Второе - переход к промышленному освоению околоземного пространства. На самом деле, процесс этот уже идет. Современные спутники связи предоставляют обществу именно товарную услугу. Это, в свою очередь обеспечивает возврат инвестиций, вложенных в создание спутников связи.
Следующее в этой цепи - спутники наблюдения. В век бурного развития промышленности и освоения новых территорий обойтись без дистанционного зондирования земной поверхности, практически невозможно.
Трудно переоценить значение космической навигации. Идет реализация программы ГЛОНАСС. Для развития наших представлений о Вселенной в целом необходимо иметь собственные научные спутники.
Я бы особо отметил развитие пилотируемой части околоземной деятельности. Прежде всего, - МКС как международного космического порта, по крайней мере, российского сегмента станции. Во всем мире сегодня особое внимание уделено производству полупроводников и биопрепаратов. Эти направления с успехом можно развивать на орбите, используя отсутствие гравитации и глубокий вакуум.
Третье - лунное направление. Программа освоения Луны окажет мобилизующее влияние на нашу науку, промышленность и образование, поможет объединить фундаментальные исследования с практической деятельностью в различных отраслях. Однако необходимо рассматривать наш спутник и как объект для разработки полезных ископаемых. У этого направления сегодня много как сторонников, так и критиков, но в любом случае, необходимо всесторонне изучить проблему. В этой связи можно вспомнить становление полярной авиации. Если в 30-е годы о ней можно было говорить как о спортивном увлечении, то сегодня ни у кого нет сомнений в том, что освоение богатейших полярных территорий невозможно без полетов авиации. Я считаю, что космос позволит нам выйти на новую ресурсную базу.
Четвертое - разработанный нами в прошлом году марсианский проект. Я имею в виду его пилотируемую часть.
Если подвести итог, то нам сегодня необходимо переходить на новые проекты с новыми техническими характеристиками, которые позволят получить больший экономический эффект по сравнению с использованием старой техники. Начинать надо с создания космической транспортной системы наряду с развертыванием национального космодрома.
- Как Вы оцениваете деятельность корпорации «Энергия»?
- В 2002-2004 годах Корпорация находилась в состоянии близком к банкротству. Доходы Корпорации падали, деятельность приносила убытки.
В 2005 г. мне предложили вернуться в компанию, чтобы вывести ее из глубокого финансового кризиса. В этом же году компанию удалось вывести из убытков. Корпорация заработала первую прибыль: рост доходов составил 17% по отношению к 2004 г., а прибыль - 159 млн. рублей. А уже в 2006 году рост доходов составил 38 %, а прибыль - 509 млн. рублей. Это позволило не только погасить убытки прошлых лет, но и сформировать собственные источники для инновационного развития.
Сегодня разработан маркетинговый план развития компании. Надо сказать, что Совет директоров утвердил в декабре прошлого года программу развития «Энергии» на 2007 г. И рассмотрел программу развития до 2015 года. Самое главное - дан старт новым направлениям. В пилотируемом - «Клипер», в автоматических аппаратах - спутник «Ямал-300».
За два прошедших года удалось разработать комплексную программу создания космической транспортной системы нового поколения «Клипер».
Очень надеюсь, что РКК «Энергия» продолжит эти проекты, и они войдут новую инновационную программу развития российской космонавтики.