Анатолий Королев, писатель, для РИА Новости.
Исполнилось 20 лет со дня смерти Андрея Миронова, 14 августа 1987 года, он упал на сцену во время спектакля «Женитьба Фигаро» на летних гастролях московского театра Сатиры в Риге. Он играл главную роль и не доиграл всего 10 минут до окончания спектакля; в тот момент, когда его герой произносил финальный монолог, Миронов стал вдруг оседать, хвататься за воздух... его партнер Александр Ширвиндт подхватил Андрея на руки, крикнул: занавес! и унес за кулисы.
Это был разрыв аорты.
Не приходя в сознание, Андрей Миронов скончался через два дня.
Ему было 46 лет.
По актерским поверьям самая счастливая смерть: быстрая, на сцене, под занавес, в главной роли.
Прошло 20 лет и можно с полной уверенностью сказать, что актер не забыт, что наоборот, его статус вырос, а сделанное на сцене и в кино становится образцом виртуозного мастерства. Эту звезду никто не затмил. Роль, сыгранная Мироновым буквально врезается в память. О, это был великий счастливчик. Вспомним хотя бы плеяду пленительных негодяев, которых он сыграл в кино с незабываемым блеском: жуликоватый владелец украденной «Волги» из комедии «Берегись автомобиля», аферист из фильма «Бриллиантовая рука». Там по ходу сюжет Миронов исполняет на палубе корабля песенку про остров невезения с таким жаром, что хохма стала нашей эстрадной классикой. А с каким мрачным блеском сыгран королевский министр в экранизации пьесы «Обыкновенное чудо»! Перед нами само мировое зло. А рассеянный сочинитель музыки Флоридор из прелестного мюзикла «Небесные ласточки», а великий комбинатор Остап Бендер из «Двенадцати стульев»... По сути, надо будет перечислить всю фильмографию Миронова, а это 42 фильма!
Благодаря Миронову фильмы, где он играл, обычно становились классикой жанра.
Редкий случай, актеру одинаково удавались отрицательные и положительные роли, например трагическая роль столичного журналиста Ханина в великом фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», сцена попытки самоубийства героя, сыграна так, что мурашки бегут по коже... великий, великий актер.
Андрей Миронов родился в актерской семье, его мать известная актриса Мария Миронова, отец - популярный актер Александр Менакер. Обычно актерские дети не достигают особых успехов на сцене, но для Миронова судьба сделала исключение - его редчайшая одаренность заявила о себе сразу и навсегда. Миронов стал любимцем публики, еще не окончив театральное училище им. Щукина. Юлий Райзман в 1962 году пригласил студента на ключевую роль в фильме «А если это любовь?»
Его актерский взлет на вершину Олимпа был стремительным, как у Жерара Филиппа или Ива Монтана. Дебютировав на сцене театра Сатиры в роли Гарика в спектакле «24 часа в сутки», Миронов уже на следующий сезон блистал в главной роли Присыпкина в «Клопе» Маяковского, и купался в метаморфозах спектакля «Женский монастырь», где пленял публику ролью Тушканчика.
Поражала грациозная легкость его игры, какой-то моцартианский азарт исполнения, совершенство пластики, яркость голоса, незабываемость облика. Стиль, наконец. Андрею Миронову простили то, что обычно в России никому не прощают, что он вундеркинд.
Для многих он жив до сих пор.
Бестселлером стала книга актрисы и драматурга Татьяны Егоровой «Андрей Миронов и я», с подзаголовком «любовная драма жизни», где автор настаивает на том, что до сих пор общается с душой покойного, чувствует его потустороннюю жизнь, знает его мысли и чувства, советуется с ним. Об этом чувстве контакта с умершим, говорят еще несколько друзей и подруг Миронова. Наш гений был любвеобилен.
Что ж, этот «спиритуализм» еще одно свидетельство популярности актера, которого не хотят забывать. В театре Сатиры поставлен специальный спектакль «Андрюша», посвященный целиком народному артисту РСФСР Андрею Миронову, ежегодно проходит фестиваль авторской песни имени Андрея Миронова, его могила на Ваганьковском кладбище всегда в свежих цветах...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции