Жибек Сыздыкова, руководитель Центра Кавказ и Центральная Азия ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, член Экспертного совета РИА Новости.
В своем становлении в качестве международной организации ШОС прошла несколько этапов, которые, по всей видимости, не планировались таковыми всеми странами-участницами изначально, а, скорее всего, были порой единственно возможным ответом на складывающуюся геополитическую ситуацию не только на евро-азиатском пространстве, но и в мире.
Известно, что были неоднократные попытки наладить интеграционный процесс в регионе. С этой целью создавались разнохарактерные объединения (в основном включавшие страны СНГ), которым в силу ряда причин не суждено было выжить. Среди состоявшихся и «обреченных» на успех эксперты сегодня единодушно называют Шанхайскую Организацию Сотрудничества. Многие говорят о ШОС как об универсальной модели межгосударственного партнерства. Так ли это? По внешним атрибутам и иным показателям скорее «да», чем «нет».
Определенно, ШОС способствовала разрешению болезненных пограничных вопросов. Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан имеют с Китаем общую границу протяженностью 3700 км. Учитывая разобщенность государств Центральной Азии, без какой- либо опоры на Россию или международную структуру решить вопрос границ «один на один» с Китаем было бы крайне затруднительно. Столь же остро для центральноазиатских республик стояла проблема противодействия новым угрозам безопасности. Вылазки бандформирований в конце 90-х - начале 2000-х годов предметно продемонстрировали им серьезность намерений террористов. Выработав единые приоритеты в области международной безопасности, ШОС явилась реальным щитом по сдерживанию терроризма, сепаратизма и экстремизма в регионе ЦА.
Логическим расширением формата отношений членов организации стал экономический вектор деятельности. Не последнюю роль здесь сыграли источники углеводородного сырья в Центральной Азии, которые являются необходимой составляющей для бурно развивающейся экономики Китая.
Конечно, задача состояла не только в том, чтобы решать вопросы безопасности и интеграции региона в мировую экономику, но и уравновесить растущее влияние Соединенных Штатов. Военное присутствие США и коалиционных сил в регионе не решило основной проблемы - ликвидации движения «Талибан». Поэтому нынешняя политика американской администрации в отношении различных террористических группировок может стать фактором роста сепаратистских настроений не только на Ближнем и Среднем Востоке, но в Центральной Азии. Необходимо учитывать, что большинство населения государств региона (кроме Таджикистана) представлено тюркоязычными народами, исповедующими ислам суннитского толка. Их собратья по языковой и религиозной принадлежности проживают в провинциях Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, что вызывает определенную тревогу у китайского руководства в связи с тем, что там действуют сепаратистские силы «Фронт освобождения Восточного Туркестана». Китаю необходимо держать уровень безопасности таковым, при котором ЦА была бы для нее спокойным тылом и рынком для сбыта товаров.
Россия и Китай в одинаковой мере заинтересованы в создании геополитического противовеса США и стремлении избежать однополярного мира. Примечательно, что впервые в истории в рамках одной организации объединены две крупные державы, которые в историческом прошлом в развитии народов и государств Центральной Азии оставили глубокий след.
Как известно, соседей не выбирают. Страницы истории помнят не только торговые караваны по Великому Шелковому пути, но и довольно сложное положение этносов, проживающих в центре Евразийского континента от Уральских гор до Памира и Гиндукуша. Не будем заглядывать далеко в глубь веков, современные реалии тоже указывают на наличие серьезных противоречий. Показатели как Китая, так и России по основным параметрам несопоставимы с остальными государствами-членами ШОС. Поэтому распределение ролей стран-участниц внутри организации на ближайшую перспективу будет сохранять неравномерный характер (внутренняя структуризация: 1-й эшелон - это Россия и Китай; 2-й - Казахстан и Узбекистан и 3-й - Таджикистан, Киргизия). В этой ситуации необходимо использовать стратегию неравномерного роста, сконцентрировать материальные ресурсы в местах с выгодными условиями, благоприятным инвестиционным климатом и создавать предпочтительные производства, что требует координации не только в рамках ШОС, но других региональных организаций.
Соседи Китая не могут не ощущать свою слабость на фоне государства с огромным населением и сильной совокупной мощью. Даже само название организации «Шанхайская», на наш взгляд, подчеркивает доминирование Китая. КНР, в свою очередь, тоже дифференцированно подходит к республикам ЦА. Особое внимание вызывает Казахстан. По объемам товарооборота он остается вторым после России крупнейшим партнером Китая в СНГ и Восточной Европе (объем товарооборота более 6 млрд. долл.). В меньшей степени проявляется китайский интерес в Киргизии. Внешнеполитические ориентиры этой республики далеки от четкой определенности. В этих условиях для Китая было бы рискованным идти на крупномасштабные инвестиции в киргизскую экономику. Хотя для обеих стран важное значение имеет осуществление проекта строительства ветки трансазиатской железнодорожной магистрали (проект ТРАСЕКА) по маршруту Корла-Кашгар (Китай)- Торугарт-Джалал-Абад (Кыргызстан). Получил развитие и проект сооружения автодороги Иркештам-Ош-Андижан, одним из ключевых звеньев которой должен стать узбекский участок трансконтинентальный магистрали. Впрочем, перспективные месторождения углеводорода на территории Узбекистан тоже не уходят из поля зрения Китая.
Сложная ситуация в приграничной зоне между Таджикистаном и Афганистаном, проблема наркотрафика тревожат не только таджиков, но и заставляют китайцев более пристально относиться к их стране. Китайские инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры Таджикистана, в частности, в строительство дополнительных мостов через реку Пяндж будут способствовать прямому транспортному сообщению по территориям Афганистана, Пакистана, Ирана, Китая к Индийскому океану и Персидскому заливу.
Активное внедрение Китая в экономику государства ЦА не может не вызывать у них опасений: как бы не превратиться лишь в сырьевой придаток (возможно, за исключением Казахстана) набирающего силы «азиатского дракона». Сбалансировать интересы и сделать отношения внутри Шанхайской организации более органичными способен, без сомнения, российский фактор. России по плечу во многом определять не только будущность сотрудничества стран ШОС и двусторонних отношении внутри организации, но и осуществлять контакты Восток-Запад. Особенно, если иметь в виду ее трансконтинентальные договоренности в области поставки энергоресурсов, военной техники, крупномасштабные проекты в гуманитарной сфере, касающиеся всех членов Организации без исключения. Не случайно в ходе подготовки встречи глав государств - участниц ШОС руководитель внешнеполитического ведомства Кыргызстана Эднан Карабаев отметил: «Ключевым документом для подписания главами государств-членов ШОС станет Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве».
Среди актуальных вопросов на предстоящем саммите наиболее заметные - активизация партнерства со странами-наблюдателями при ШОС, а также с Афганистаном в рамках Контактной группы ШОС-Афганистан (в том числе проблема наркоторговли и наркотрафика); формирование единого энергетического рынка ШОС; механизмы сотрудничества с другими международными организациями; функции новых структуры в рамках самого ШОС (Деловой совет, Энергетический клуб, Межбанковское объединение); обсуждение общего рынка ШОС, обеспечение безопасности во время проведения летней Олимпиады в Пекине 2008 г. и т.д.
Факт предоставления Организации статуса наблюдателя при ООН говорит сам за себя. Растет число государств, выразивших заинтересованность по отношению к ШОС, включая, например, Японию и Бангладеш. Заметим, что с целью расширения международной деятельности в сфере экономического, научно-технического и культурно-гуманитарного сотрудничества Секретариатом ШОС было инициировано создание Форума ШОС.
Удастся ли ШОС сформулировать новые правила игры от Центральной Азии до Индокитая? Достижение цели зависит во многом от того, сумеют ли, прежде всего, страны-участницы в формате ШОС преодолеть разобщенность и соответствовать глобальным вызовам времени. Ответов ждать недолго. Многие из них прояснит саммит ШОС в Бишкеке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции