Сергей Иванов совершил фантастический прыжок во времени и пространстве. По данным Левада-Центра, с декабря прошлого года по июль нынешнего его электоральный рейтинг вырос почти на 20% - с 18 до 37-ми. Правда, надо признать, что нынешнее его состояние можно назвать зависанием над пропастью: одно неосторожное движение - и пленку можно провернуть назад. Так произошло с Дмитрием Медведевым: до той поры, пока он был единственной политической телезвездой - трогал колоски, заглядывал через плечо учащегося в компьютер, гулял как врач-академик в белом халате по коридору больницы - его рейтинг уверенно поднимался. Но как только Иванову разрешили восхождение на предвыборный Олимп, ситуация начала резко меняться. Итог: сегодня у Медведева по сравнению с 35% в декабре 2006-го - 29%.
Впрочем, трудящихся, чье мнение о том, кто станет будущим президентом, колеблется вместе с генеральной линией, то есть частотой показа того или иного начальника по телевизору в прайм-тайм, не провести. Они все равно уверены, и, скорее всего, правильно уверены, что после выборов-2008, безотносительно к тому, кто будет президентом, все останется по-прежнему. По данным ФОМа, так считает большинство опрошенных - 37%. Больше того, 70% полагают, что Владимир Путин останется в политике, а 67% относятся к этому положительно.
Словом, граждане наблюдают за схваткой преемников как за товарищеским футбольным турниром - именно товарищеским. Потому что ключи от кабинета президента и саму должность главы государства будет вручать начальство, чей пост так и называется «Путин В.В.». (Когда-то, в бытность Чубайса одновременно главой РАО «ЕЭС» и спецпредставителем президента по переговорам с международными финансовыми организациями, на его двери в Белом доме висела лаконичная надпись «Чубайс А.Б.» без указания должности. Так вот примерно аналогичная история, если верить нашему общественному мнению, произойдет и с Путиным.) В этом контексте неважно, кто будет занимать должность президента, которая становится как бы второстепенной. Повторюсь, что это вытекает именно из социологических опросов.
Что еще останется неизменным, вне зависимости от того, кто будет реально править - Путин, Иванов, Медведев или мистер Икс («живу без ласки, боль свою затая, всегда быть в маске - судьба моя») - так это установка российского народа на патернализм, то есть опеку государства, и особый путь развития России.
74% респондентов, согласно опросу Левада-Центра, полагают, что без помощи государства не выжить. Это великоватая цифра, тем более, если учитывать то обстоятельство, что граждане все-таки понимают - в частном секторе платят больше (так считает 51% опрошенных Левада-Центром). Только на первый взгляд тот факт, что граждане видят эффективность частного бизнеса, но при этом деньги хотят получать у государства и вообще горой стоят за пересмотр результатов приватизации и возвращение частных активов государству (37%!), кажется парадоксом. 53% респондентов - за особый путь России. А особый путь - это ничего не делать, а ждать матпомощи от государства-отца и президента-батюшки.
Именно это обстоятельство, в свою очередь, объясняет другое мнимое противоречие - между запредельно высоким рейтингом президента и недоверием ко всей остальной власти (властная элита озабочена только обогащением и карьерой, считают 60% опрошенных Левадой). Царь - он и есть царь. Он всегда хорош. А плохи бояре. Это древнее русское клише невозможно вытравить из народного сознания никакими буржуазными революциями и приватизациями.
Словом, экономический уклад ушел далеко вперед, а общественное сознание осталось преимущественно советским. Точнее, даже не советским, а традиционно российским - с верой в государя, опеку государства, недоверием к богатству и неспособностью выстроить свою собственную судьбу своими собственными руками. При этом власть потакает именно доминирующим общественным настроениям, что и обеспечивает высокие рейтинговые показатели президенту и его любому преемнику. Даже если фамилия этого преемника не Иванов и не Медведев.
Да и вообще, как тут не проголосовать за государство-отца, если, пользуясь выражением Сталина И.В., сформулированным им в 1935 году на совещании стахановцев, «жить стало лучше, жить стало веселее». Что и фиксируют многочисленные опросы общественного мнения. И кто в большей степени будет соответствовать этому лозунгу момента, тот и получит дополнительные электоральные очки и ключи от нашего Святого Грааля, расположенного за кремлевской стеной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции