1769 - родился Наполеон I (Бонапарт)
Будущий французский государственный деятель, полководец, император Франции родился 15 августа 1769 года на острове Корсика, в семье небогатого корсиканского дворянина. Был вторым сыном в семье. В 1784 году окончил Бриеннское военное училище и перешел в Парижскую военную школу. Начал службу в октябре 1785 года в чине младшего лейтенанта артиллерии. В 1792 году вступил в Якобинский клуб. В 1793 - отличился в сражении против англичан при Тулоне и был произведен в бригадные генералы. В 1795 году командовал парижским гарнизоном при подавлении монархистского мятежа 13 вандемьера (5 октября). C 1796 по 1797 год являлся главнокомандующим французских войск в Италии, одержав ряд блестящих побед. В 1798-1799 годах возглавил экспедицию в Египет и Сирию. 9-10 ноября 1799 года Наполеон произвел переворот, в результате которого власть директории была заменена властью консулов. Был избран «первым консулом» на 10-летний срок (являлся таковым в 1799-1804 годах). С 1802 года - пожизненный консул. В 1801 году были восстановлены права католической церкви, утраченные ею в период революции: конкордат, заключенный с римским папой, обеспечил Наполеону поддержку католической церкви. В 1804 году плебисцитом был избран императором и коронован папой Пием VII. При императоре Наполеоне были разработаны гражданский, коммерческий и уголовный кодексы. Гражданский кодекс - кодекс Наполеона - обеспечивал его личную власть. Введена строгая централизация административного аппарата. Для хранения золотого запаса и бумажных денег в 1800 году был учрежден государственный Французский банк. Была также централизована система сбора налогов, создана система средних школ - лицеев, высшие учебные заведения - Нормальная и Политехническая школы. Образована разветвленная полицейская система, включающая тайную службу. Из 173 парижских газет 160 были закрыты, а остальные поставлены под контроль правительства. В 1805 году Наполеон I был признан королем Италии. В 1805 году одержал победы при Ульме и Аустерлице (битва трех императоров) над армиями коалиции, состоявшей из Австрии, России, Англии и др. В 1806 году основал Рейнский союз. В 1807 году разбил русские войска под Фридландом и принудил Россию к Тильзитскому миру, сделавшему Наполеона властелином Германии. В 1812 году Наполеон предпринял поход на Россию, окончившийся его полным поражением и явившийся началом крушения империи. В марте 1814 года союзные войска вступили в Париж, что заставило Наполеона отречься от престола (6 апреля 1814 года). Союзники-победители сохранили Наполеону титул императора и отдали ему во владение остров Эльба. В 1815 году Наполеон вернулся во Францию, где царствовал «сто дней» (20 марта - 22 июня). После поражения при Ватерлоо 22 июня 1815 года Наполеон вторично отрекся от престола и был сослан на остров св.Елены в Атлантическом океане, где и умер 5 мая 1821 года. В 1840 году прах Наполеона был перевезен в Париж, в Дом инвалидов.
1787 - родился Александр Александрович Алябьев
1787 - родился Александр Александрович Алябьев, композитор.
Имя Александра Алябьева, русского композитора и пианиста первой половины XIX столетия, широко известно в истории музыкального искусства. Алябьев - автор опер, балетов, инструментальных сочинений, свыше 180 песен и романсов. Родился Алябьев в Тобольске, где его отец был губернатором. Первые уроки музыки получил в семье, затем в Петербурге, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции у И.Г.Миллера. Впервые как композитор проявил себя в 1810 году: в печати появился «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», два фортепьянных вальса. Участник Отечественной войны 1812 года. Служил он под командованием поэта-партизана Дениса Давыдова, принимал участие в легендарном взятии Дрездена, где был ранен. После войны остался на военной службе и поселился в Москве. Большое место в творчестве уже известного композитора занимал театр. Одновременно в обеих столицах с успехом прошла премьера его первой комической оперы «Лунная ночь». В январе 1825 года, во время открытия Большого театра, одним из авторов торжественной музыки был Алябьев. Жизнь музыканта изменило нелепое происшествие в феврале 1825 года. Он был арестован по ложному обвинению в смерти одного из участников карточной игры. Три года провел Алябьев в тюрьме, где продолжал писать музыку. Здесь создан знаменитый романс «Соловей» на слова А.А.Дельвига. Романс, завоевав европейскую известность, стал любимой пьесой в репертуаре колоратурных сопрано, русских и иностранных. Вплоть до начала XX века зарубежные певицы, согласно установившейся традиции, пели «Соловья» на русском языке. Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был приговорен к лишению дворянства, знаков отличия, чинов и ссылке в Сибирь. В 1831 году Алябьев с большим трудом добился «высочайшего соизволения» на «пользование» Кавказскими минеральными источниками. Поездка на Кавказ не изменила социального положения Алябьева, он по-прежнему ссыльный и по-прежнему под надзором местных властей. С февраля до начала курортного сезона 1832 года композитор жил в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Из архивных документов известно, что остановился он в доме «умершей майорши Карабутовой», который сохранился до наших дней, с 1980 отмечен мемориальной доской, а с 1997 является отделом музея-заповедника («Дом Алябьева»). Во время пребывания в Пятигорске Алябьев много работал: было положено начало новому большому этапу в творческой деятельности композитора - его занятиям музыкальным фольклором. Алябьеву принадлежат первые в России обработки песен - русских, украинских, цыганских, народов Заволжья, Средней Азии и Кавказа. Одним из первых Алябьев создал романсы на стихи А.С.Пушкина. Умер композитор 6 марта 1851 года, похоронен на территории Симоновского монастыря, рядом с родителями. К числу его последних произведений относятся романсы на тексты П.Беранже («Нищая») и Н.П.Огарева («Изба», «Деревенский сторож»), которые стали достойным завершением его творческого пути.
1950 - в ночь на 15 августа был перенесен памятник А.С.Пушкину
1950 - в ночь на 15 августа памятник А.С.Пушкину был перенесен с Тверского бульвара на противоположную сторону Тверской улицы (тогда улицы Горького).
Торжественное открытие этого памятника, сооруженного по всенародной подписке, состоялось 6 июня 1880 года. В тот день в Москве с 10 часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря. Вокруг площадки памятника на шестах поставлены были белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупал у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал памятника. К вечеру зажглась иллюминация. Казалось, вся Москва собралась в этот день к Тверскому бульвару. Молодежь восторженно узнавала известных по портретам Тургенева, Полонского, Майкова, Плещеева, Достоевского, стоящих у подножия еще запеленатого памятника. Торжественные речи - и покров спал, воздух огласили крики ликования. Памятник Александру Пушкину для Москвы стал наиболее значительным произведением скульптора Александра Опекушина. Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. В ночь на 15 августа 1950 года памятник перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.
1925 - родился Оскар Питерсон
1925 - родился Оскар Питерсон, выдающийся джазовый пианист.
Оскар Ритерсон родился 15 августа 1925 года в Монреале (Канада) в небогатой негритянской семье. С шести лет начал учиться игре на трубе и фортепиано. Первым его учителем была сестра. В 11 лет врачи обнаружили у мальчика туберкулез, и трубу пришлось оставить. В 14 лет Питерсон побеждает на национальном конкурсе молодых пианистов-любителей. С 1944 года в течение нескольких лет играет с оркестром Джонни Холмса, одним из популярных в стране. В сентябре 1949 года состоялось его выступление в Карнеги-Холл. Трио Питерсона с Рэем Брауном (контрабас) и Эдом Тигпеном (барабаны) объездило весь мир и записало более 150 альбомов. В 1974 году становится ведущим джазовой передачи на канадскоим телевидении. В 1984-м имя Оскара Питерсона внесено в «Пантеон джазовой славы». В 1998 году он получает премию Линкольн-центра, а в 1999-м - «Империал Премию». В Канаде имя Питерсона носят концертные залы и джазовые конкурсы. Питерсон владеет практически всеми видами фортепьянной техники. Он - прирожденный импровизатор. Классически вышколенный и многокрасочный блюзовый блеск техники Оскара Питерсона стал стандартом для джазового фортепьянного мастерства. Его оригинальный стиль не тяготеет к какой-либо особой форме выражения, его творческий почерк представляет собой нечто среднее между свингом и бопом. Сочинения Питерсона (сюиты и джазовые этюды) стали во всем мире частью джазового начального образования, а остроумные импровизации на темы Гершвина, Карна, Портера, Арлена и других авторов американских популярных песен привлекли к джазу многие поколения профессионалов-исполнителей и любителей во всем мире. Сотрудничество с выдающимися вокалистами и инструменталистами выявило особый дар Питерсона-аккомпаниатора. Его партнеры - Элла Фитцджеральд, Луи Армстронг, Билли Холидей, Диззи Гиллеспи, Лестер Янг, Каунт Бейси, Коулмен Хокинс, Джо Пасс, Милт Джексон и многие другие. Последние годы О.Питерсон активно занимается джазовой педагогикой, издает свои школы игры на рояле, проводит занятия по джазовой импровизации в университетах США и Канады.
1922 - родился Борис Михайлович Сичкин
1922 - родился Борис Михайлович Сичкин, артист эстрады, театра, кино (Буба Касторский в «Неуловимых мстителях»).
Борис Сичкин родился в Киеве. В 1937-1941 годах учился в Киевском хореографическом училище, одновременно танцевал в Ансамбле народного танца УССР. В 1941-1946 годах танцевал во фронтовом ансамбле, в 1947-1948 годах - солист Ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А.В.Александрова, в 1948-1966 годах - артист Москонцерта. С 1955 года работал в ансамбле литературной и театральной пародии «Синяя птичка» под руководством В.Ю.Драгунского, исполнял интермедии, был автором текстов, балетмейстером; участвовал в работе «закулисного» театра «Крошка» (ЦДРИ).
Балетмейстер многих эстрадных номеров и программ (сценка «Прибыл на каникулы» (первая работа), программ «Невероятно, но факт», «И смех и грех», «30 лет спустя» для джаза Л.О.Утесова (сорежиссер, постановщик сюиты «Эволюция танца»), «Я иду, шагаю по Баку»). Балетмейстер ряда драматических спектаклей: «Свадебное путешествие» (Театр сатиры), «Красные дьяволята» (Драматический театр имени Н.В.Гоголя), «Проснись и пой» (Театр Сатиры). Снимался в фильмах «До свидания, мальчики!», «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых» (Буба Касторский), «Варвара-краса, длинная коса», «Бедная Саша», «Марш Турецкого». В 1979 году эмигрировал в США, снимался в Голливуде. Среди ролей - повар («Свит Лорейн»), рабочий-слесарь («Суперинтендант»), Брежнев («Последние дни», «Никсон»). В последние годы Сичкин был одним из членов редколегии нью-йоркской газеты «Русский Базар». Автор книги «Я из Одессы, здрасьте...». Написал музыку к кинофильму «Плохая квартира». Последние годы жизни провел в доме для семей с невысокими доходами в нью- йоркском районе Куинс. Любимый многими актер умер 21 марта 2002 года в Нью-Йорке.
1990 - в автокатастрофе погиб Виктор Робертович Цой
1990 - в автокатастрофе погиб Виктор Робертович Цой, рок-певец, лидер группы «Кино».
Последние годы Виктор Цой снимал дачу в поселке Плиеньциемс в Латвии, приезжал сюда отдыхать. Вот и 15 августа 1990 года он возвращался с лесного озера, где с шести утра был на рыбалке. Цой был за рулем автомобиля «Москвич-2141», который двигался по трассе со скоростью не менее 130 километров в час. В 12 часов 28 минут на 35-м километре трассы Сока - Талси из-за поворота выехал автобус «Икарус», который Цой не заметил. Произошло столкновение. «Москвич» мощным ударом был отброшен метров на 18 и смят в лепешку. Руль согнут, сбиты сиденья, разломан щиток передней панели. Экспертиза показала, что Виктор Цой уснул за рулем, вероятно, от переутомления. Смерть наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал. Виктора Цоя похоронили утром 19 августа на Богословском кладбище в Ленинграде. В первые дни после его гибели в стране участились случаи самоубийств. В основном это были молодые люди и девушки, еще не достигшие 21 года. Виктор Цой был не просто певцом, он был легендой поколения, о его группе «Кино» в конце 1980-х знал каждый. Песни Цоя можно было услышать отовсюду - проходя мимо любого дома, входя в любой двор. Он ушел на самом пике своей популярности. Его песни были понятны практически всем. Они были любимы и поклонниками рок-н-ролла, и теми, кто предпочитает року попсу, блатные песни, эстраду и так далее. Последние два года его жизни складывались для него более чем удачно: колоссальная популярность, съемки в фильмах, много гастролей, в том числе и зарубежных, деньги, наконец, любовь. К тому же на осень 1990 года у Виктора Цоя и его группы «Кино» были запланированы гастроли в Японии. После его гибели вышел новый альбом (счастливая случайность - в багажнике его автомобиля была обнаружена бобина с записью голоса Виктора, фонограмма не пострадала). По-прежнему группа «Кино» занимает высокие места в хит-парадах, ее альбомы переиздаются и хорошо расходятся, на песни Цоя делаются самые разнообразные ремиксы. Цоевские песни часто слышны по радио, а песня «Группа Крови» признана лучшей песней ХХ века. 15 августа 2002 года в Латвии, на 35-м километре шоссе Слока-Талси, месте гибели Цоя, был установлен памятник. Средства на монумент были собраны на благотворительных концертах. Памятник, созданный художником Русланом Верещагиным и скульптором Амираном Хабелашвили, создан из черного металла и камня по одной из фотографий музыканта. На пьедестале выбиты слова из песни Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать...».
По православному календарю - День памяти святого Василия Блаженного
По православному календарю - День памяти святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого Московского.
Василий Блаженный родился в 1469 году в подмосковном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали мальчика в обучение сапожному мастерству. Как повествует Житие, трудолюбивый и богобоязненный юноша был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К его хозяину пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которых хватило бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, юноша ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось. В 16 лет Василий оставил хозяина и мастерство и принял на себя тяжкий крест юродства: обличал тех, кто вел себя недостойно христианского звания, и предсказывал милость от Господа тем, кто основывал свою жизнь на христианских духовных ценностях. Зимой и летом ходил Василий босиком, прикрывая порою наготу одними только веригами. Ночи он проводил на папертях, а дни - на богослужениях в церквах. Существует предание, что именно по молитвам юродивого была спасена Москва от крымского хана Махмед-Гирея летом 1521 года. Хотя, опрокинув русские заслоны, крымские татары и прорвались к Москве, но, постояв у ее стен, вынуждены были уйти, так и не войдя в город... Летом 1547 года Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами, в молчании. Это было предвестием страшного московского пожара, на следующий день начавшегося именно с Воздвиженского монастыря и испепелившего Москву. Для Василия не было лицеприятия - он осуждал неблагочестивые поступки царя Иоанна Грозного. Так, во время богослужения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы царь думал не о молитве, а о создании своего дворца. Блаженный пристыдил царя, и грозный государь принял это обличение, потому что почитал Василия как святого. Когда Василий тяжело заболел, сам царь посещал его с царицею Анастасий. Василий Блаженный скончался 15 августа 1557 года. Царь Иоанн Грозный нес на руках его останки, которые были похоронены в Покровском соборе на Красной площади Москвы (известный теперь как собор Василия Блаженного). Скоро все стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия. Вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 15 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.