Крупные железнодорожные катастрофы. 1998-2007 гг.
МОСКВА, 14 авг - РИА Новости. По одной из основных версий, сошедший с рельсов поезд "Невский экспресс" потерпел крушение из-за теракта, есть подозреваемый, остатки взрывного устройства отправлены на экспертизу, сообщил руководитель Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ, замгенпрокурора Александр Быстрыкин.
В понедельник, в 21.38 мск, потерпел аварию скорый пассажирский поезд №166 "Невский экспресс", следовавший из Москвы в Петербург. Электровоз и 12 вагонов поезда сошли с рельсов на перегоне Бурга - Малая Вишера Октябрьской железной дороги в Новгородской области.
В результате крушения пострадали 60 человек, госпитализированы 30. Часть пассажиров медики отправили в больницу города Малые Вишеры, несколько человек, в том числе двое иностранцев, на дизельном поезде были доставлены в Петербург для оказания медицинской помощи.
Машинист и пассажиры рассказали, что слышали хлопки перед тем, как произошла авария, а рабочие, восстанавливающие после аварии пути, видели воронку.
Генпрокуратура России возбудила по этому факту уголовное дело по статье "терроризм".
По словам Александра Бастрыкина, следствие рассматривает версию о теракте в качестве одной из основных. "Но окончательной версии у следствия нет", - отметил он.
Бастрыкин сообщил, что по делу появился подозреваемый, но более подробную информацию Генпрокуратура в процессе расследования разглашать не намерена.
По его словам, мощность взрывного устройства, заложенного под железнодорожное полотно, составила около трех килограммов в тротиловом эквиваленте. Оно было контактного типа, то есть сработало после соприкосновения с поездом, говорит Бастрыкин.
Остатки взрывного устройства отправлены на экспертизу, после которой дело "сдвинется с мертвой точки", считает руководитель Следственного комитета.
По словам Бастрыкина, появились и "первые возможные свидетели".
"Преступники, которых, по некоторым данным, могло быть несколько человек, действовали по отработанному плану. Бомбу заложили на железнодорожные пути, скорее всего, за несколько минут до проезда поезда", - отметил высокопоставленный источник в силовых структурах СЗФО.
Он также сообщил, что место, которое было подобрано для закладки адской машины, было выбрано профессионально. "Взрыв железнодорожного полотна именно в этом месте должен был направить поезд с откоса", - отметил эксперт.
По его мнению, преступники, по всей видимости, не рассчитали скорость и вес поезда и с опозданием с помощью дистанционного управления привели в действие бомбу. После чего на машине покинули место преступления.
По мнению компании ОАО "Российские железные дороги", жертв удалось избежать благодаря высокой скорости "Невского экспресса": в момент взрыва поезд не упал с моста, а буквально пролетел над ним. "Поезд шел со скоростью минимум 180 километров в час, что и позволило избежать более тяжелых последствий. Именно высокая скорость и спасла положение", - сообщил РИА Новости сотрудник пресс-службы компании.
На поезд "Невский экспресс", по данным "Российских железных дорог", был продан 231 билет.
Когда произошла авария, по словам проводников поезда, пассажиры не паниковали и участвовали в оказании первой помощи.
"Мужчины помогали нам выбивать оконные стекла и доставать через них женщин и детей, причем сами мужчины из вагонов не выходили, и приходилось даже выгонять их наружу, поскольку они создавали "пробки" в тесных проходах и мешали эвакуировать людей", - рассказал проводник "Невского экспресса".
Работники поездной бригады во главе с начальником поезда Болдыревым действовали быстро и слаженно в критической ситуации. "Благодаря оперативным, четким и слаженным действиям всех членов поездной бригады удалось минимизировать для пассажиров поезда последствия аварии", - говорится в пресс-релизе "РЖД".
По данным "РЖД", повреждено 800 метров железнодорожного полотна.
После аварии движение поездов по этой ветке было парализовано - задержано 16 поездов. Чтобы не допустить простоя, оперативный штаб "РЖД" принял решение отправлять поезда в обход. Это увеличило расстояние в пути более чем на 300 километров, поезда вынуждены были находиться в пути от четырех до восьми часов дополнительно.
В ремонтных работах задействованы более 300 человек, к восстановлению нечетного пути приступили уже в 1.30 мск. Первая электричка по отремонтированному железнодорожному полотну прошла в 15.50 мск, ее встречали министр транспорта РФ Игорь Левитин и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
Движение на обоих путях на месте аварии планируется восстановить в течение суток, отметил Якунин. Он также сказал, что все компенсации и страховки пострадавшим при аварии будут выплачиваться в соответствии с законом, поскольку "в этом происшествии нет вины железнодорожников".
Российские регионы в связи с аварией усиливают меры безопасности на железных дорогах.