Михаил Хмелев, экономический обозреватель РИА Новости.
14 августа вступил в силу федеральный закон «О транспортной безопасности». Утвержденный Госдумой и подписанный президентом еще в начале 2007 года, он целых полгода ждал своего часа, чтобы заработать именно в тот день, когда произошло крушение пассажирского поезда на участке Москва-Санкт-Петербург. Теракт - самая явная и серьезная угроза безопасности пассажирских перевозок, но кроме этого существует немало других, не менее серьезных угроз, бороться с которыми поможет новый закон.
Еще вчера мы планировали написать о том, что с принятием этого закона при покупке железнодорожного билета от пассажиров будут требовать серию и номер паспорта. О том, что эти данные вместе с Ф.И.О. пассажира не только будут пропечатываться на проездном документе, но и попадать в единую базу данных. О том, что соответствующие ведомства получают возможность отслеживать по этим данным перемещения по стране любого гражданина. Но события этой ночи заставили нас изменить приоритеты.
Самая громкая транспортная катастрофа года совпала по времени с необходимостью ужесточения санкций за противоправные действия на транспорте. Транспортники, и в первую очередь, железнодорожники, давно изнывают от бесконечных краж черных и цветных металлов с объектов транспортной инфраструктуры. Если на автомобильной магистрали практически нечего украсть - более или менее постоянно пропадают лишь дорожные знаки - то на железной дороге воруют постоянно. Тащат провода, электрокабели, оптоволокно, рельсы, ограждения, наконец, скручивают детали и запчасти с поездов и электричек. С особым рвением злоумышленники потрошат релейные шкафы, электротяговые медные соединители, линзовые комплекты, трансформаторы.
Прямые потери ОАО «РЖД» в результате хищений и умышленной порчи кабельных коммуникаций, устройств связи и электроснабжения на сети железных дорог (без учета актов вандализма) ежегодно составляют почти 25 млн рублей. Добавьте к этому почти 2 тыс. часов простоя и опозданий грузовых и пассажирских поездов. Не говоря уже о затратах на восстановление испорченного, которые, как правило, намного превышают стоимость украденного металла и оборудования. Например, 100 метров оптоволоконного кабеля - продать невозможно (в нем нет ни грамма ценных металлов), и в быту никакой пользы. Но кражи оптоволокна происходят постоянно. Тем временем, для замены украденного куска кабеля нужно менять многокилометровый участок сети, что выливается для железнодорожников в десятки тысяч рублей потерь.
Впрочем, тревогу руководства РЖД вызывает не только сам факт материального ущерба, но и возникающая в связи с порчей и кражами оборудования реальная угроза безопасности движения поездов. 2006 год стал для РЖД самым безаварийным за всю новейшую историю железнодорожного ведомства. Количество хищений на железной дороге и случаев порчи оборудования в последние два года также пошло на спад. Но вряд ли это повод для успокоения.
Усталость железнодорожной инфраструктуры нарастает. Вплоть до недавнего времени инвестиции в обеспечение безопасности на транспорте были недостаточными. Одновременно резонанс от каждого происшествия на метрополитене или железной дороге становится сильнее. Проблема безопасности на транспорте сегодня настолько остра, что законодатели настоящим законом приравняли любые противоправные действия на транспорте к террористическим актам, как угрожающим общественной безопасности.
Теперь, после вступления в силу закона «О транспортной безопасности» бороться с кражами оборудования и металлов на железной дороге будут не только сотрудники вневедомственной охраны РЖД, но и, в зависимости от опасности содеянного, Министерство внутренних дел, а также Федеральная служба безопасности. К сотрудникам, принимаемым на работу в транспортные организации, будут предъявляться такие же жесткие требования, как при найме в режимные учреждения.
Понятно, что ситуация с безопасностью на транспорте в одночасье не изменится. Чтобы закон заработал в полную силу, нужно принятие нескольких подзаконных актов, многочисленных ведомственных инструкций, выстраивание целой системы обеспечения безопасности на транспорте и системы обратной связи между пассажиром и перевозчиком. На все это требуется длительное время, но, видимо, последние трагические события заставят транспортников и ведомства, теперь всецело отвечающие за безопасность пассажиров, поторопиться с принятием необходимых мер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции