В Москве на 95-м году жизни скончался выдающийся советский и российский композитор Тихон Хренников.
Всенародную славу принесла ему так называемая легкая музыка - к спектаклям и кинофильмам и просто песни. Все знают, что "друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве", что "песней начинается все лучшее на свете".
Ироничные, полные задора и юмора мелодии из "Гусарской баллады" и "Дуэньи" тоже знакомы каждому.
Учащиеся хореографических училищ с задором танцуют в его балете «Наш двор», а вырастая в Максимовых и Васильевых, участвуют в «Любовью за любовь», теноры обязательно имеют в своем репертуаре чудесный лирический романс «Как соловей о розе», который юный Тихон Хренников посвятил своей невесте Кларе, а басы непременно исполняют серенады из музыки к комедии Шекспира «Много шума из ничего».
Нечего и говорить о том, что на крупнейших международных конкурсах пианисты играют его фортепианные и скрипичные концерты.
Его талант композитора и песенника получил как народное, так и государственное признание - он лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, награжден многими орденами и медалями, в частности, орденом "Почета", высшей наградой ЮНЕСКО - медалью Моцарта.
Моцарт был кумиром маленького Тихона - в 8 лет он прочел его биографию и решил стать композитором.
Он был десятым, младшим ребенком в семье приказчика. В доме постоянно звучала музыка. На гитаре и мандолине играли все. При этом старшие братья учились в МГУ, а потом работали в основном педагогами по физике и математике. Тихон рано пристрастился к музыке, и математика из него не получилось. Он пел в школьном хоре, с 9 лет начал учиться играть на рояле. Свой первый опус - этюд для фортепиано он написал в 13 лет. Музыкальной школы в его родном Ельце не было, и он учился у капельмейстера Преображенского полка.
Зимой 1927-1928 года Тихон приехал из родного Ельца в Москву и показал свои сочинения Михаилу Гнесину - помогла учившаяся в Гнесинском училище подруга сестры. Он посоветовал Тихону закончить среднее образование, а затем поступать в музыкальное училище в Москве. Через год он написал М.Ф. Гнесину письмо, где поделился своими сомнениями: достаточно ли у него способностей, чтобы избрать музыку своей специальностью, или же стоит стать секретарем сельсовета, к чему и готовили в школе? Михаил Фабианович прислал теплый ответ, в котором советовал поступать в техникум Гнесиных. После техникума Хренников поступил сразу на 2-й курс консерватории. К моменту перехода на 3-й курс он завершил свой фортепианный концерт, через два года, в 1935, написал симфонию.
В 1935 году Хренников познакомился со своей женой Кларой - журналисткой, которая работала в Союзе композиторов. Знакомство состоялось в танцевальном кружке, где балетмейстер из Польши учил их танцевать бостон. Клара в то время была замужем - Хренников увел ее от мужа. У композитора впоследствии было много неприятностей - Клара была еврейкой.
На него писали доносы: Хренников защищает евреев потому, что находится под влиянием жены-еврейки. Каждый день он получал анонимные послания, где его изображали то казненным на электрическом стуле, то на пути к кладбищу, то на расстреле. Из-за постоянной травли у него случилось сильнейшее нервное расстройство, и в 35 лет он оказался на грани жизни и смерти, не мог ходить, писать музыку. Его отправили в Барвиху, где лежали больные с истощением нервной системы. Главный врач сказал, что прогноз неутешителен. После этого Хренников не спал 17 суток, мучился галлюцинациями. Клара спасла мужа от смерти - прямо в больничной пижаме Хренников лег на дно машины, жена прикрыла его одеждой и увезла. Вернувшись в Москву, Хренников позвонил главврачу и обещал вернуть казенную пижаму при первой возможности. После барвихинского «лечения» он не мог работать год.
После премьеры Первой симфонии Хренникова стали называть московским Шостаковичем. Он получил заказ от театра Вахтангова - написать музыку к спектаклю «Много шума из ничего». Осенью 1936 года с колоссальным успехом состоялась его премьера.
За полгода до премьеры спектакля состоялись выпускные экзамены в консерватории, которые принимали С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин. И тут произошло нечто неожиданное. Тихон Хренников, уже известный, исполняемый композитор, по специальности получил четверку. Ему пояснили, что эта отметка поставлена по настоянию Прокофьева. Хренников боготворил его и понимал, что Прокофьеву дано высшее право судить о музыке. Поразмыслив, он положил себе в жизни за правило не огорчаться неудачам и никогда не праздновать свои победы и успехи. Сосредоточиться только на своем деле.
После успеха спектакля «Много шума из ничего» театр Вахтангова тут же заказал Хренникову музыку к следующей постановке - «Дон Кихот» М. Булгакова. Он написал к ней несколько песен и симфонических эпизодов. Затем была написана музыка к спектаклю «День рождения» В. Киршона.
В 1937 году творческий успех для Т. Хренникова сочетался с личной драмой. Он увлеченно работал над оперой «В бурю», крепла его дружба с В.И. Немировичем-Данченко. Неожиданно были арестованы его братья Николай и Борис. Тихон Николаевич предпринял все, что мог: писал письма в высокие инстанции, просьбы об открытом суде, но оба брата погибли.
К октябрю 1939 года опера «В бурю» была завершена, и вскоре состоялась ее премьера, имевшая большой успех. На представлении оперы в театре присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов. В то время это было сенсацией и высшим знаком признания.
В том же году по просьбе Ивана Пырьева Тихон Хренников написал музыку к фильму «Свинарка и пастух». Люди полюбили фильм, полюбили и песни. Одновременно Хренников приступает к работе над Второй симфонией. Когда началась война, жена с ребенком и матерью были эвакуированы в Свердловск. Тихон Николаевич остался в Москве. Как и большинство композиторов, в своем творчестве он делал акцент на песни, посвященные войне. Среди них наиболее популярными стали «Все за Родину», «Есть на свете хороший городок», «Прощание».
В 1941 году Хренников отправился в Свердловск - навестить семью. В эту пору там находился Театр Красной армии, руководителем которого был А.Д. Попов, который предложил Хренникову заведовать в театре музыкальной частью, а также написать музыку к пьесе «Давным-давно» А. Гладкова. По мотивам «Давным-давно» в 1962 году был снял фильм «Гусарская баллада» с музыкой Хренникова.
В 1943 году Пырьев и поэт-сценарист Гусев предложили Хренникову написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны». Фашисты громили советские войска, занимали область за областью, а кинематографисты не сомневались в будущей Победе. Картина вышла на экраны в конце 1944 года. Песни из фильма стали популярны мгновенно и надолго, а «Марш артиллеристов» из этой ленты артиллеристы сделали чуть ли не своим гимном. Многие думали, что фильм снят после войны - ведь там есть даже салют Победы на Красной площади.
Но все это придумали создатели картины. Она шла в то время, когда еще шли бои за Берлин.
Размеренная творческая жизнь Хренникова была прервана в 1948 году, когда Сталин назначил его Генеральным секретарем Союза композиторов. До этого Хренников не состоял ни в каких комитетах, все время посвящал музыке. Но пойти против Сталина Хренников не смог. С 1948 по 1991 год, когда не стало СССР, он занимал этот пост. Хренников рассказывал: «У меня не было никакой административной жилки, но жизнь заставила научиться и этому. Мне, молодому необстрелянному мальчишке, пришлось, по сути дела, руководить всей советской музыкой. Я так поставил дело: с утра писал музыку, а в Союз приезжал только после пяти часов...Так за 43 года пребывания на посту генсекретаря Союза я смог написать музыку ко многим спектаклям и кинофильмам, операм и балетам».
Будучи председателем Союза композиторов, Хренникову однажды пришлось читать написанный в ЦК доклад, где критиковались Прокофьева, Шостакович. По этому поводу он сильно переживал. В доносах Хренников, в отличие от руководителей Союза писателей, замешан не был.
Годы у «руля» Союза композиторов были плодотворны для Хренникова: он написал оперы "Мать" (1957), "Доротея", "Золотой теленок", "Голый король", балеты "Любовью за любовь", "Гусарская баллада", оперетты "Сто чертей и одна девушка", "Белая ночь". Композитор активно работал до последних дней своей жизни: написал балеты "Наполеон Бонапарт", "Капитанская дочка", возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России, вел класс в Московской Государственной консерватории.
Как ожидается, похороны композитора пройдут на его родине в городе Елец Липецкой области.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников