МОСКВА, 14 авг - РИА Новости, Оксана Павлова. Попытка привлечь известного адвоката Павла Астахова к уголовной ответственности за роман "Рейдер" вызвала непонимание у издателей и литераторов.
"Умысла кого-то обидеть у нас не было и быть не могло. Мы удивлены тем, что против содержания художественного прозведения высказаны обвинения. То, что сам факт этого вызвал столь широкий общественный резонанс, говорит, что удивлены не только мы", - заявила РИА Новости во вторник директор по общественным и корпоративным отношениям издательства "Эксмо" Мария Маркова.
Именно в этом издательстве в марте 2007 года вышел роман "Рейдер", из-за которого начальник Главного следственного управления (ГСУ) ГУВД Москвы Иван Глухов обратился в начале июля к столичному прокурору Юрию Семину с просьбой возбудить в отношении Астахова уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса - 129 (клевета) и 298 (клевета в отношении следователя-дознавателя).
"Начальник Главного следственного управления ГУВД считает, что своим произведением я опорочил всю правоохранительную систему, в том числе следователей ГСУ", - сказал РИА Новости автор "Рейдера", подчеркнув, что в эпизодах, описывающих коррупцию в рядах следователей, не упоминались реальные сотрудники правоохранительных органов.
Теперь Коптевской межрайонной прокуратуре предстоит в десятидневный срок разобраться, следует ли возбуждать против Астахова уголовное дело. Во вторник утром адвокат уже посетил следователя прокуратуры и ответил на его вопросы.
"Реально комментировать пока нечего, подождем окончания проверки", - предлагает Маркова.
На вопрос о вероятности введения в издательстве внутренней цензуры она ответила: "Нам трудно представить себе уважаемое издательство, которое будет печатать, к примеру, литературу националистического толка или пропагандирующую насилие".
В свою очередь, главный редактор издательства "КоЛибри" Сергей Пархоменко, комментируя ситуацию, заявил РИА Новости: "Я считаю, что это совершеннейшая дикость - попытка привлечь автора художественного произведения, у которого есть богатые документальные корни, документальная основа".
"Я не думаю, что у нас в стране государственные учреждения могут таким образом защищать свою честь. Я сильно сомневаюсь, что у госучреждения есть оцениваемая в деньгах деловая репутация, которая есть у коммерческой компании. Публичная сфера - все, что связано с властью, политикой, - все должно быть открыто для критики и обсуждений. Именно потому что это госучреждения, и это их обязанность", - подчеркнул Пархоменко.
"И кроме того, я не сомневаюсь, что Астахов - человек достаточно профессиональный, чтобы аккуратно видеоизменить все те фамилии и названия, которые есть у него в книжке. Он это сделал. Он, что называется, мыла не ест и понимает, что надо быть осторожным. А дальше каждый все понимает в меру своей испорченности. Если кому-то показалось, что имеется в виду именно он, то может быть, ему стоит задуматься над своим прошлым", - добавил собеседник агентства.
По его мнению, издательствам не следует вводить дополнительной внутренней цензуры на художественные произведения, потому что "у каждого приличного издательства есть юристы, которые следят за тем, чтобы издательство не нарушало действующего законодательства страны".
"И этого совершенно достаточно. Никакой внутренней цензуры, разумеется, здесь не нужно", - подчеркнул глава "КоЛибри".
По его словам, в последнее время "полно прецедентов разного рода вздорных преследований".
"С каждым следующим вздорным преследованием температура поднимается и риск увеличивается. Что же нам теперь делать: прекратить заниматься своей профессией в связи с этим?", - заключил Пархоменко.
Известный адвокат Михаил Барщевский, автор романа "Командовать парадом буду я!", прокомментировал РИА Новости ситуацию следующим образом: "Таких разговоров было уже много: сперва в 1937 году, потом во времена борьбы с космополитизмом. Это все уже было. Я думаю, что единственное правильное решение, которое в этой ситуации возможно - это немедленный приказ Нургалиева об отставке Глухова. В противном случае юридическая безграмотность и мракобесие одного чиновника ляжет пятном на всю систему МВД".
"Я знаю, что у нас мэры некоторых городов покупают дипломы, но надеялся, что юридические дипломы не продаются, потому что любому студенту известно, что художественное произведение, где не упомянута фамилия конкретного человека, не может являться клеветой", - подчеркнул он.
По его мнению, ГСУ, упоминаемое в романе "Рейдер", не может являться объектом клеветы, так как речь идет о художественном произведении.
"В моем романе, например, много нелицеприятного сказано про КГБ, а ФСБ, как известно, является правоприемником КГБ. Что же мне теперь, бояться, что против меня возбудят уголовное дело по факту клеветы на ФСБ? Да и вообще, о чем мы будем писать? Только фантастику про полеты на Марс в 2010 году. Это даже обсуждать нельзя. Это вне комментариев. Здесь очевиден нонсенс", - отметил Барщевский.