Пассажир железнодорожного транспорта находится в зоне повышенной опасности. Это связано с возможными крушениями и авариями пассажирских поездов, травмами при посадке и движении поезда, нарушениями пожарной безопасности.
Кроме того, по железной дороге перевозятся опасные грузы - от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов. Поэтому опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии поезда, но и от попадания его в опасную зону, образовавшуюся вследствие аварии на других объектах, расположенных вблизи железнодорожного пути.
Опасными зонами на железнодорожном транспорте являются: железнодорожные пути и переходы, вокзалы, посадочные платформы и собственно вагон.
Постоянную опасность представляет система электроснабжения, особенно, если в результате аварии провода линии электропередач оказываются внизу: может произойти поражение не только от непосредственного контакта, но и от шагового напряжения.
Анализ опыта ликвидации последствий крушений и аварий на железнодорожном транспорте показывает, что в структуре железнодорожного травматизма преобладают множественные механические травмы различной локализации, закрытые черепно-мозговые, комбинированные травмы, ожоги, отравления продуктами горения и другими токсичными веществами.
В зависимости от вида крушения преобладают однотипные повреждения. Так, характерными механическими повреждениями при столкновениях пассажирского подвижного состава являются преимущественно закрытые черепно-мозговые травмы (до 50 %), травмы верхних и нижних конечностей (до 30 %), поверхностные тупые и рвано-ушибленные раны мягких тканей различной локализации (до 20 %). При этом отмечается высокий удельный вес множественных и комбинированных травм (более 60 %), а также травм с синдромом длительного сдавливания при невозможности быстрого высвобождения пораженных из-под деформированных конструкций локомотивов и вагонов.
При крушениях и авариях, связанных только со сходами пассажирских поездов преобладают преимущественно поверхностные повреждения мягких тканей (до 60 %) и черепно-мозговые травмы (до 30 %). Если указанные инциденты осложняются возгоранием подвижного состава, это может привести к резкому увеличению числа пострадавших с термическими (до 40 %) и комбинированными (до 60 %) поражениями. Последствиями взрывов являются преимущественно скальпированные, резаные и рвано-ушибленные раны мягких тканей, закрытые черепно-мозговые травмы и ранения глаз.