Сегодня, 14 августа, первый день Успенского поста. Самый короткий из всех постов, он длится всего две недели: начитается янтарным медовым Спасом, центр его - Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.
Успенский пост - единственный, посвященный Богородице. Он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы и отличается почти такой же строгостью, как и Великий: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.
Праздник Успения - один из самых неожиданных для светского миропонимания. Что празднуется в этот день? Разве можно праздновать смерть? Но славянское слово "успение" означает сон. И смысл праздника в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. Нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха. Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка, -"Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?", - говорит: "для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: "В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице..." - напоминает церковное песнопение.
По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя и не нуждалась в очищении души или исправлении - вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся, подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, восхваляя ее.
Церковь особо подчеркивает, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты. Это в первую очередь воздержание ради Христа, как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.
Успение - один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь, была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.
После Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устраиваемых апостолами в разных странах. Она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.
И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Вернувшись с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.
Наступил час, когда она должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: "Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо".
Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.
Успенский пост установлен с древних времен христианства - упоминания о нем известны с 450 г.