МОСКВА, 14 авг - РИА Новости. Во вторник вступает в силу федеральный закон "О транспортной безопасности", который практически приравнивает кражу цветных металлов на железной дороге к терроризму и создает единую информационную систему о всех пассажирах в стране.
Разработанный правительством РФ и принятый в начале года закон устанавливает порядок организации защиты объектов транспорта. При этом он не разграничивает террористический акт или другое противоправное действие, угрожающее работе транспортного комплекса, называя их "актом незаконного вмешательства". От них и защищает закон, создавая для этого правовые основы.
Кража металлов на железной дороге остается серьезной проблемой, отмечают представители МВД России.
На Горьковской железной дороге за шесть месяцев 2007 года зарегистрировано 181 хищение металлов, в том числе, навесного оборудования с подвижного состава. Это на треть больше по сравнению с прошлым годом, сообщает пресс-служба Волго-Вятского УВД на транспорте.
На Московской железной дороге (МЖД) за последние годы кражи волоконно-оптического кабеля с целью сдачи его в пункты приема цветных металлов выросли в три раза. В 2003 году на МЖД зафиксировали пять случаев хищения кабеля, в 2004-2005 годах - семь и в прошлом году - 13 случаев, сообщили РИА Новости в службе по связям с общественностью МЖД.
С начала текущего года произошло уже пять повреждений магистрального кабеля, а сумма ущерб превысила 2 миллиона рублей. Затраты на аварийно-восстановительные работы в десятки раз выше стоимости самого кабеля, поскольку приходится менять большие участки.
При этом для воров оказывается неожиданным отказ в пунктах приема цветных металлов, ведь волоконно-оптический кабель не содержит ни грамма меди или алюминия, и в быту его никак не приспособить.
На Северо-Кавказской железной дороге количество случаев хищения цветных металлов за первое полугодие 2007 года увеличилось более чем на 20%, а ущерб от хищений вырос почти наполовину, составив свыше 756 тысяч рублей, отметила пресс-служба СКЖД.
С вступлением в силу этого федерального закона "исчезнет правовой вакуум, мешающий нашей работе", на его основании будут изданы подзаконные акты, возникнет законодательная база для контроля в пунктах приема черных и цветных металлов, сказал РИА Новости директор филиала ФГП Ведомственной охраны на СКЖД Владимир Ковалев.
Если раньше кражи на железной дороге считались рядовым преступлением, то сейчас им будет оказываться повышенное внимание, а борьба с такими преступлениями станет одним из приоритетов деятельности правоохранительных органов, заявил РИА Новости представитель прокуратуры Свердловской области.
"И сил на раскрытие таких преступлений будет выделяться больше, возможно, не без участия сотрудников ФСБ, потому что в компетенцию данных органов входит раскрытие преступлений, связанных с терроризмом", - сообщил представитель облпрокуратуры.
Усилить борьбу с воровством черного и цветного металлов на сети железных дорог решило и само руководство ОАО "Российские железные дороги" совместно с правоохранительными органами. На селекторном совещании в конце июля была поставлена задача удалить все пункты приема металлолома в полосе отчуждения железных дорог, а также усилить оперативно-поисковую работу по выявлению похитителей устройств и оборудования, содержащих медь, которая пользуется большим спросом у скупщиков цветных металлов.
Федеральный закон "О транспортной безопасности" вводит так называемую систему оценки уязвимости транспортных объектов, на основании которой будут разрабатываться планы по их защите, Закон делит все транспортные средства и инфраструктуру на категории в зависимости от степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства.
Документ создает единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности. Система, являющаяся собственностью Российской Федерации, содержит автоматизированные базы персональных данных о пассажирах, информация в которые будет поступать при оформлении проездных билетов. В систему среди прочего попадут паспортные данные пассажиров, пункты отправления и назначения, виды и маршруты следования, даты различных поездок.
Информацию будут предоставлять, в том числе, иностранные государства и организации в рамках международного сотрудничества в вопросах обеспечения транспортной безопасности.
По мнению председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, представлявшего в феврале проект этого закона палате, необходимость его принятия была обусловлена фактором возрастания террористической угрозы. Этот законодательный акт, по его оценке, направлен на ликвидацию разрыва между российскими и международными требованиями по обеспечению безопасности на транспорте.
Вступающий в силу закон также водит ограничения при приеме на работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности. Нельзя работать в этой сфере тем, у кого не погашена или не снята судимость, тем, кто состоит на учете в органах здравоохранения в связи с психическим заболеванием, алкоголизмом, тем, кто досрочно прекратил полномочия по госдолжности из-за дисциплинарных проступков, и тем, кто, согласно заключениям органов МВД, опасен жизни и здоровью окружающих.