Виктор Кувалдин, зав.кафедрой Московской школы экономики МГУ, доктор исторических наук, для РИА Новости.
Недолгое летнее затишье подходит к концу. Еще немного и на Украине и в России горячая политическая осень вступит в свои права. И там, и здесь предстоят парламентские выборы. Для Украины - это «момент истины», надежда на выход из затянувшегося политического кризиса, на протяжении многих месяцев терзающего страну периодическими опасными обострениями. Для России всего лишь разминка перед главным событием сезона, президентскими выборами в марте следующего года.
Само совпадение во времени политических циклов в немалой степени снижает интерес к происходящему у родственников-соседей. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Как бы кто ни относился к властям предержащим, а жизнь зависит от них. Особенно на постсоветском пространстве. Внимательно следить за двумя парламентскими компаниями сразу - роскошь, которую могут себе позволить только профессионалы, тем и зарабатывающие себе на хлеб.
Дело не только в политических календарях. За прошедшие 16 лет мы отошли друг от друга на такое солидное расстояние, что утратили былой обостренный взаимный интерес, порой выходивший за разумные рамки.
Пришло понимание, что мы не скованы одной цепью, и каждый волен выбирать свою судьбу, не слишком оглядываясь на соседей. Тем более что в нашей части света, так уж повелось, выбор делают одни, а расплачиваются за него другие. Причем, расплачиваются по-крупному.
Правда, как ни важны выборы, расстановка сил в парламенте, политические реформы, внешнеполитические альянсы и мезальянсы, не они сегодня определяют будущее наших стран и их взаимоотношения. Появление России и Украины на политической карте современного мира совпало с запоздалым, бурным возвращением наших народов в лоно буржуазной цивилизации в ее первозданном виде. Инстинкт собственника, большие деньги, золотая лихорадка правят бал на постсоветском пространстве, не скованные ни законом, ни моралью, ни высокими государственными соображениями. Наступил исторический реванш частнособственнического индивидуализма: если в советские времена общественное загнало личное глубоко в подполье, то сейчас личное давит общественное, вытесняет его на периферию совместного бытия. И внизу и - с особым цинизмом - наверху.
Потому многие в наших, с позволенья сказать, элитах, гораздо больше думают о своем кармане, чем о судьбах страны. А гражданское общество и на Украине, и особенно в России еще слишком слабо, чтобы отучить их от этой дурной привычки. Отсюда нехарактерная для цивилизованной Европы свобода рук правящих группировок. И запредельная цена ошибки в выборе народом своих правителей.
Все это так. Тем не менее, для Москвы украинские выборы - событие совсем не рядовое. Не потому, что там хорошие парни (и дивчины) дерутся с плохими, наши с не нашими. Среди украинских политиков наших нет, если не считать героической Наталии Витренко (любопытный антипод «железной» Юлии Тимошенко).
Это нормально. В России тоже нет проукраинских политиков, и никто не удивляется их отсутствию. Почему к Украине мы должны подходить с другой меркой? По мере становления украинской «незалежности» пророссийский политик все более обречен быть маргиналом, а такая роль мало кому по душе. И не надо этого ждать от Януковича сотоварищи.
Разумный критерий - другой. В принципе он не отличается от общемировых стандартов. Речь идет о готовности тех или иных политических сил на Украине принимать во внимание законные интересы России и соответственно строить свою стратегию в многочисленных вопросах, представляющих взаимный интерес. Другими словами, развивать партнерские отношения, степень особенности которых определяется взаимным желаниям сторон.
У наших стран здесь огромные, поистине уникальные возможности, была бы трезвая голова и добрая воля. Для России и Украины одинаково велики и выгоды сотрудничества, и издержки конфликтов. Проблема в том, что национальные интересы нередко подменяются сиюминутной выгодой кланов и группировок, корыстными расчетами и личными соображениями.
Политическая повестка дня предстоящих украинских выборов велика и разнообразна. Их решение - внутреннее дело граждан Украины. Независимо от того, нравится это нам или нет, мы должны уважать их выбор (разумеется, хорошо бы было, если бы это делали и другие). Но есть одна злободневная проблема, которая затрагивает жизненно важные интересы России. Она не может, и не будет спокойно наблюдать за тем, как определенные круги на Западе все более откровенно и настойчиво втягивают Украину в НАТО.
Возможно, в Киеве, как, впрочем, во многих европейских столицах, не совсем адекватно понимают причины столь острой реакции Москвы на продолжающуюся экспансию НАТО на восток. Ушла в историю холодная война, вероятность вооруженного конфликта между НАТО и Россией близка к нулю, между ними установились неплохие рабочие отношения. Казалось бы, нет оснований для беспокойства, и обостренную реакцию Москвы можно терапевтически врачевать, как остаточный синдром ушедшей эпохи. В действительности, поведение Кремля вполне рационально. На границах России утверждается самый мощный в мире военно-политический союз. Блок, куда ее не приглашают, где ее не ждут. Даже особенно не считаются, что заставляет принимать адекватные меры.
Все это неприятно само по себе, но главное в другом. Полудекоративное партнерство, предложенное НАТО России, все меньше скрывает тревожную для Москвы реальность: блок превратился в весьма эффективный инструмент вытеснения нашей страны из европейского пространства. Как крупнейшая страна континента, Россия не может принять такого оборота дел ни при каких обстоятельствах
Резюмирую: европейский выбор Украины логичен и понятен. Россия стремится двигаться в том же направлении. Помогая - как минимум, не мешая друг другу - Украина и Россия вместе легче и быстрее обретут достойное место в европейской семье народов. Ибо порознь они не выполнят свое историческое предназначение в глобальном мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции