Монахи и простые звенигородцы бережно хранят десятки старинных преданий и современных свидетельств о чудесных явлениях преподобного и исцелениях после молитв святому Савве, начиная с XIV века и заканчивая XXI столетьем. Многие из этих историй к 600-летию преставления святого опубликованы.
Еще при жизни Савва Сторожевский прославился даром пророчества и чудотворения. Считается, что по его молитвам забил источник, над которым сегодня устроена деревянная купальня близ монастырского скита.
Одно из самых популярных преданий посвящено чудесному спасению от гибели Алексея Михайловича. Однажды во время традиционного декабрьского паломничества в монастырь царь отправился на охоту в окрестные звенигородские леса. Когда свита разъехалась на поиски медвежьего логова, на Алексея Михайловича из чащи внезапно выбежал разъяренный хищник. В монастырском музее хранятся дореволюционные иллюстрации, изображающие упавшего царя, который приготовился к неминуемой смерти. Но вдруг рядом появился старец - и медведь послушно удалился.
Алексей Михайлович спросил избавителя, как его зовут. Тот назвался иноком Сторожевского монастыря Саввою. Однако когда государь пришел в обитель, оказалось, что никого с таким именем в ней не живет, а явившийся ему старец - не кто иной, как преподобный Савва, основатель монастыря.
Но самая удивительная история о чудесах святого - это история Евгения Богарнэ. Она по сей день связывает потомков этого пасынка Наполеона, рассеянных по разным континентам, вплоть до Австралии и Новой Зеландии, с подмосковным монастырем.
В 1812 году вице-король Италийский Евгений Богарнэ с 20-тысячным отрядом занял Звенигород. Военачальник поселился в Сторожевском монастыре, а солдаты начали грабить обитель. Однажды, задремав, Борарнэ увидел старца, который велел ему не расхищать церковного добра и обещал за послушание милость Божию и возвращение домой целым и невредимым.
Наутро принц велел своему войску отойти к Москве. В храме на иконе он узнал явившегося ему старца - преподобного Савву, с почтением поклонился его мощам, опечатал храм и приставил стражу, наказав пускать внутрь только монахов.
Обо всем этом он написал в своем дневнике. И это впечатляет еще больше, если вспомнить, что в то же самое время в главном храме Кремля, Успенском соборе, французами была устроена конюшня.
Дальнейший ход событий показал, что, как Богарнэ исполнил волю святого Саввы, так и преподобный сдержал свое обещание. В отличие от многих других французских полководцев, Богарнэ ни разу не был ранен в сражениях и невредимым вернулся на родину.
Однако на этом таинственная связь француза с русской духовной культурой не оборвалась. В 1995 году в Звенигородский музей из Франции приехала 80-летняя православная монахиня Елисавета - представительница рода Богарнэ. По ее словам, семейное предание гласило, что преподобный Савва предсказал Евгению Богарнэ: «Твои потомки вернутся в Россию». И пророчество сбылось.
В 1839 году на празднование годовщины Бородинской битвы в Россию приехал сын Евгения Богарнэ - Максимилиан, герцог Лихтенбергский. Исполняя волю покойного отца, вместе с императорской семьей он посетил Саввино-Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного. Вскоре он сделал предложение дочери Николая I великой княжне Марии Николаевне и принял православие.
На Невском проспекте Санкт-Петербурга и сегодня можно видеть дворец герцогов Лихтенбергских, в котором жили потомки Максимилиана до революции. Октябрьский переворот застал герцогов в Париже.
Вскоре после наполеоновской кампании под Парижем появилась часовня преподобного Саввы, и он стал одним из немногих русских святых, известных и почитаемых во Франции.
По рассказу матушки Елисаветы, сегодня практически все потомки Богарнэ носят русские имена, исповедуют православие и считают преподобного Савву Сторожевского своим покровителем. Когда создается новая семья, она получает копию иконы преподобного, некогда подаренной Богарнэ монастырем.
Из чудес наших дней верующих особенно трогает история, произошедшая с Ольгой Воронцовой из Омска. По ее собственным словам, летом 1998 года она приехала на молебен, который должен был совершить патриарх перед мощами преподобного Саввы. Но обнаружила, что забыла дома очки и даже заплакала от огорчения, что при близорукости «минус 6» не увидит святыню. Однако, подняв голову, женщина разглядела над собой листья дерева так четко, словно была в очках, - и поняла, что произошло чудо.
Через некоторое время она пошла к окулисту - и оказалось, что зрение стало стопроцентным. Врач даже спросил, не ездила ли она к Федорову. Воронцова ответила: «Нет, к преподобному Савве».