Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости
Коммунистическая партия Российской Федерации долгожитель, да еще какой. Ныне в России доминируют две партии, возникшие даже не в 90-х, - те-то как раз захирели, как «Яблоко» и СПС, а политические новоделы: «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Коммунистическая же партия формально существует с февраля (съезд) - марта (регистрация) 1993 года. То есть почти столп российской государственности. В девяностые годы у КПРФ были прекрасные показатели на самых разных выборах, ее лидер Геннадий Зюганов чуть было не стал президентом России в 1996 году.
Уже сто раз говорилось, что самый большой удар, нанесенный коммунистам, - это создание «Единой России» с ее ностальгической политической культурой, свободой от идеологии, но при этом с ярко выраженной внутренней советскостью (прощу прощения за такое слово, но привычное «совковость» в данном случае не совсем политкорректно - истеблишмент все-таки).
Результат очевиден. Раньше лозунг «Сталин - Берия - ГУЛАГ!» был признаком политического экстремизма (КПРФ его не использовала, авторство принадлежит партии Лимонова), а теперь это почти признак лояльности. Ну, кого теперь удивишь демонстрациями с портретами Сталина, если есть уже новое идеологическое клише: «Сталин все делал правильно, за исключением того, что не допустил частной собственности»? Приходится удивлять другим. Вот есть на официальном (подчеркиваю - официальном, это существенно) сайте КПРФ раздел, содержащий мониторинг протестных акций. Так там присутствуют и акции, которые проводили предприниматели в разных городах России. И еще коммунисты очень озабочены рейдерством. Правда, не с точки зрения защиты частной собственности.
Тут другое. О рейдерстве коммунисты заговорили недавно, защищая трудовые коллективы. Но не только. В первую очередь, речь идет о предприятиях ВПК, и это особо подчеркивается. Обеспокоила лидеров КПРФ, в частности, ситуация на Пермском пороховом заводе. Так что вроде бы о рабочих забота, но при этом еще со значительной долей державности.
А вот о случившемся недавно на АвтоВАЗе говорилось в связи с невыполненными предвыборными обещаниями местного отделения «Единой России» увеличить там зарплату до 25 тысяч рублей. И больше ничего. «Справедливая Россия» тоже вроде бы пыталась присоседиться, но отступила. И понятно почему. Там теперь вершит дела «Рособоронэкспорт». Это не фордовский завод во Всеволожске, на котором все отпиарились по полной, тем более что новые хозяева, мало того, что люди серьезные, так еще и самым серьезным образом проводят на АвтоВАЗе антикриминальную санацию.
Но единороссам все равно урок - не гонялся бы ты, поп, за дешевизною.
И вот интересно: как поведут себя коммунисты при возникновении трудовых конфликтов в нефтегазовой отрасли? Это же почти государственное преступление по нынешним временам. Но это уже: поживем - увидим.
Так что партией социальной защиты КПРФ не становится. Правда, тут дело такое - объективно ситуация в стране пока стабильная, поэтому особенно себя не проявишь. Так ведь надо и о будущем думать. Пока Геннадий Зюганов говорит: «Страна выстрадала новый курс. Курс, при котором справедливость, уважение к человеку труда, достойная работа, прекрасная учеба, гарантированная, вплоть до высшего образования, бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и обеспеченная старость - будут главным содержанием жизни общества и политики государства». Почему-то вспоминается «экономика должна быть экономной». Тем более что это заключительная часть его недавнего выступления. А в самом начале говорилось... Да-да, правильно, о Путине ни слова. А вот Ельцин упоминался.
Так что по-прежнему державность и клерикализм, давно уже используемые партиями власти. Но это все о словах. Что же о серьезном и важном деле, то КПРФ с ним не справилась. Она, собственно, была допущена в истеблишмент для того, чтобы объединить и контролировать все левые движения. Которые разнообразны, но все-таки более современны, нежели КПРФ. Содержательно их не устраивает утомительный национализм коммунистов, стилистически и технологически - их явная отсталость. Разумеется, эти люди сейчас ищут себе нишу в «Справедливой России». А те, кто остаются в КПРФ, подвергаются серьезным внутрипартийным атакам. Чего стоит недавнее «дело о неотроцкизме», направленное против нескольких видных коммунистов и против московской парторганизации.
И вот здесь мне хотелось бы подчеркнуть следующее. За всеми этими политическими действиями (один неофициальный, антизюгановский сайт КПРФ чего стоит) можно и, наверное, нужно следить с точки зрения того, какие аппаратные интриги (в КПРФ, «Справедливой России», еще где-то) они отражают. Но гораздо более существенным представляется другое. Каковы перспективы левых движений в России и какова их потенциальная поддержка в обществе.
Да, очевидно, что государственно-олигархическая модель политического и экономического устройства деградационна и ведет к социальной поляризации. Но не только. Она делает невостребованной профессионалов в самых разных сферах, депрофессионализирует политику, экономику, культуру.
И потому реальной оппозицией может стать оппозиция профессионалов. Причем - что самое существенное - это не оппозиция партии власти. Это оппозиция всей общественной, партийной, политической модели, которая сейчас реализуется. То есть всему истеблишменту, частью которого является КПРФ. Именно системе как целостности.
И это вовсе не антисистемная, экстремистская оппозиция. Более того, это потенциально правый электорат, который совершенно игнорируется на словах правой «Единой Россией».
Ведь если приглядеться, так образ избирателя что у единороссов, что у эсеров, что у коммунистов - один и тот же. Несамостоятельный, нуждающийся в опеке и защите человек. Собственно, средний класс их волнует очень мало. С молодежью, надо признать, каждый работает по-своему, но это все равно частности.
Так вот нынешний потенциально правый электорат - а он существует - может стать и левым. Но не пойдет он ни к КПРФ, ни даже к «Справедливой России», если та, конечно, не трансформируется в нечто иное. О «Единой России» я уж и не говорю. И это - не люмпены, а самая квалифицированная и перспективная часть общества.
А КПРФ, похоже, уже не трансформируется.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции