Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости
Произошедшее 6 августа официальное списание долгов Афганистана Советскому Союзу на $10,4 млрд, доставшихся по наследству России, преподносится как событие со знаком «плюс». Действительно, чего переживать по поводу денег, полученных давным-давно одной не существующей ныне страной от уже не существующего режима другой страны, на оружие, которое тоже отслужило свой срок? Однако в мировой практике подобные широкие жесты, как правило, сопровождаются получением серьезных преференций в облагодетельствованном государстве. Россия же по соглашению, достигнутому с Афганистаном, никаких особых выгод не получает. Более того, она собирается продолжить практику бескорыстного прощения «плохих» долгов другим странам.
Получить какие-нибудь деньги с Афганистана, судя по всему, действительно не представлялось никакой возможности. СССР давал этой стране кредиты (95% пошло на покупку вооружений у него же) с 60-х годов прошлого века. Сначала - афганскому монарху, а с 1978-го - коммунистическому режиму, для всеобъемлющей поддержки которого Советский Союз в 1979 году ввел в Афганистан войска. Однако 10 лет спустя советские войска ушли из этой страны, а сам СССР, выдав последний кредит афганским друзьям в мае 1991-го, через несколько месяцев развалился. Долги Афганистана перед нами - даже не «прошлогодний снег», а зимние осадки как минимум 16-18-летней давности.
К тому же и сейчас Афганистан еле-еле сводит концы с концами исключительно за счет помощи международных финансовых организаций. Поэтому российский замминистра финансов Сергей Сторчак сам факт официального списания афганского долга преподнес как огромное достижение. Оказывается, перед тем как получить право не платить России, нынешние власти Афганистана должны были все-таки признать свои долги. Российская же сторона помогала им в этом деле с документами, ведь за десятилетия непрерывных войн у афганцев все сгорело. В результате этих титанических усилий двух стран обязательства Афганистана перед Россией, по выражению Сторчака, «удалось снять».
Любопытно, что Афганистан не собирается отдавать нам даже оставшийся после списания основной суммы «небольшой должок» в $730 млн. Для этого нашему бывшему «южному соседу» через два года надо будет всего лишь отчитаться, что аналогичную сумму он потратил у себя дома на всякие полезные цели в рамках международной программы HIPC.
Впрочем, столь щедрый жест России был запрограммирован уже давно - в самом начале 2006 года, когда она пообещала списать долги Афганистана всесильному Парижскому клубу крупнейших стран-кредиторов. В 1990-е годы его участники существенно списали России проценты по долгам СССР, а в этом веке дали возможность вернуть советские долги досрочно, опять же сильно потеряв на процентах. Поэтому Россия, в свою очередь, отказалась от безнадежных кредитов, выданных когда-то ее предшественником разным неблагонадежным режимам.
Однако как принято в международных отношениях, стране простившей должника, в данном случае России, можно было бы ожидать от страны, которой «отпущены» долги, предоставления режима наибольшего благоприятствования. За примерами далеко ходить не надо. В июле Франция «помогла» Ливии вернуть на родину болгарских медиков и таким образом окончательно выбраться из многолетней международной изоляции. После этого французские компании тут же получили от Ливии многомиллиардные контракты.
Но соглашение между Россией и Афганистаном, похоже, подобных оговорок не содержит. Российские власти, правда, заявляют, что оно снимает преграды на пути экономического сотрудничества двух стран. Не понятно только, о чем идет речь. О каких-либо крупных контрактах, которые оживили бы ныне вялые внешнеэкономические связи России с Афганистаном, не было сказано ни слова. Министр финансов Алексей Кудрин смог лишь упомянуть о «проекте поставок» в Афганистан 550 «газиков» и «уазиков». Чему же тогда так радовались чиновники?
Похоже, российские власти собираются и дальше действовать в том же духе. На повестке - урегулирование, то есть по большей части списание, до конца года иракского долга СССР объемом в $10 млрд. Заместитель Кудрина - Сторчак уже говорит об этом с «осторожным оптимизмом». Причем, Минфин, похоже, и на этот раз не собирается увязывать этот процесс с участием российских компаний в разработке нефтяных месторождений в Ираке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции