107 лет назад (1900) учрежден Кубок Дэвиса
8 августа 1900 года в Бруклине (США) начался первый матч за Кубок Международной федерации лаун-тенниса. Наградой победителю стал серебряный кубок, пожертвованный организаторам первого матча студентом Гарвардского университета Дуайтом Филли Дэвисом; состязания стали называться командным первенством за Кубок Дэвиса, или просто Кубком Дэвиса. Кубок Дэвиса уже 106 лет считается самым престижным теннисным трофеем в мужском теннисе. Серебряный кубок Davis Cup trophy - это серебряная салатница с позолотой высотой в 33 сантиметра диаметром 45 сантиметров. В первые годы за кубок сражались лишь команды двух стран - США и Великобритании. Позже к ним присоединились сборные Австралии, Австрии, Бельгии, Германии, Канады и Франции. Сейчас в Кубке Дэвиса принимают участие более 140 команд. Денежный призовой фонд Кубка Дэвиса был сформирован в 1981 году, сейчас он составляет 8,5 миллиона долларов США. Регламент турнира за много лет не претерпел практически никаких изменений. Все матчи проводятся из пяти сетов и в пятом решающем сете играют без тай-брейка. Эта формула проведения матчей, по мнению организаторов, наибольшим образом способствует повышению зрелищности соревнования и позволяет сохранить интригу поединка вплоть до последней встречи. За главный приз борются 16 команд Мировой группы. В течение календарного года победителю Кубка Дэвиса необходимо провести три матча, дата проведения которых разбросаны с февраля по сентябрь, и выиграть финал в конце ноября.
107 лет назад (1900) умер Эмиль Шкода, немецкий инженер, основатель всемирного известного предприятия Skoda
В 1859 году в городе Пльзене (Чехия) граф Валленштейн-Вартенберк основал литейную и машиностроительную фабрику. Фабрика, на которой работало более 100 рабочих, выпускала машины и оборудование для сахарных мельниц, пивоварен, шахт, паровых моторов и котлов, части для металлических мостов и железнодорожных сооружений. В 1869 фабрика перешла в собственность Эмиля Шкоды (Skoda), инженера и предпринимателя. Бизнес Skoda быстро рос, и в 1880-х годах фабрика представляла собой современное литейное и металлообрабатывающее производство. В 1899 году продолжавшая расти фабрика была преобразована в акционерную компанию, и перед первой мировой войной Skoda стала самым крупным производителем вооружений в Австро-Венгрии. Она была военно-морским и армейским подрядчиком, поставляя, в основном, тяжелые пушки и боеприпасы. На экспорт поставлялось литье, оборудование для сахарных мельниц в Турции, пивоварни для всей Европы и пушки для стран Дальнего Востока и Южной Америки. Первая мировая война привела к существенному снижению выпуска мирной продукции. В расширение производства были вложены огромные суммы. В это время фабрики Skoda уже лидировали среди компаний на территории Чехии и за рубежом по выпуску военного снаряжения. После образования Чехословацкой республики в 1918 году и в сложных экономических условиях послевоенной Европы компания трансформировалась из исключительно военной в многопрофильную. В производственную программу, помимо традиционных направлений, вошли выпуск паровозов и позднее электровозов, грузовых и легковых автомобилей, самолетов, кораблей, станков, паровых турбин, оборудования для электростанций и т.д. В 1923 году была зарегистрирована всемирно известная эмблема компании - крылатая стрела в круге. В 1945 году компания была национализирована. Skoda постепенно была разбита на различные подразделения (автомобильная фабрика в Млада Болеславе, авиационная фабрика в Праге, заводы в Словакии, а также фабрики, выпускавшие оборудование для пищевой индустрии). Основным направлением деятельности компании стал выпуск оборудования для тяжелого машиностроения, крупные конструкции для индустриального сектора, общественный транспорт и электростанции. Большинство экспорта направлялось в восточный блок. С изменением политического климата в 1989 году начался постепенный процесс приватизации Skoda, сопровождавшийся изменением программы выпуска продукции, поиском новых контактов и рынков сбыта.
130 лет назад (1877) родился Александр Алексеевич , кинодеятель, предприниматель, организатор и руководитель первого крупного российского кинопредприятия
Александр Ханжонков родился на Дону, в семье отставного казачьего офицера, обедневшего помещика. В 1896 году окончил юнкерское училище, в возрасте 20-ти лет произведен в офицеры, в 1906 году вышел в отставку. Увлечение Ханжонкова киноискусством началось еще с 1896 года, когда его сводный брат приобрел в Париже кинопроекционный аппарат с коллекцией фильмов. В 1906 году в Москве Ханжонков открыл первую российскую контору по прокату фильмов, в 1907 году основал фирму «Ханжонков и К», которая стала заниматься производством первых русских картин. Сначала это были документальные ленты, выезды императорской семьи, военные парады; затем художественные фильмы, которые представляли собой движущиеся иллюстрации к известным литературным произведениям. Ханжонков приглашал к сотрудничеству выдающихся деятелей искусства, для него писал сценарии сам Лев Толстой. В его картинах снимались звезды - Иван Мозжухин, Вера Холодная, Михаил Чехов, Александр Вертинский и даже прославленный оперный бас Федор Шаляпин. Публика с восторгом принимала мастерски снятые картины: «Боярин Орша», «Ванька-ключник», «Мазепа». В 1910 году на кинофабрике Ханжонкова начали снимать и научно-популярные фильмы. Для работы над такими фильмами на киностудии был создан специальный научный отдел. В 1911 году на студии Ханжонкова был снят фильм «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны 1853-1856 годов. Фильм стал настоящей сенсацией: игровые эпизоды чередовались в нем с документальными кадрами военных действий, а актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами войны. Кроме того, это был первый полнометражный фильм, снятый в России - он длился 1 час 40 минут. На студии Ханжонкова был снят и первый фильм совместного производства - российско-итальянская картина «Кабирия» по сценарию популярного тогда итальянского поэта Габриэля д`Аннунцио. Фильм получил признание не только в России, но и в Европе. В 1911 году «Торговый дом А.Ханжонкова» был преобразован в «Акционерное общество А.Ханжонкова». Ханжонков расширяет материально-техническую базу, превращает свое «Акционерное общество» в одно из самых совершенных в мировом кинопроизводстве, его фирма становится единоличным лидером в России по производству картин и их качеству. В 1912 году Ханжонков создал объединение кинопроизводителей, которое стало прообразом нынешнего Союза кинематографистов России, и начал издание популярных журналов, в которых печатались киносценарии. В ноябре 1913 года Ханжонков открыл первый в Москве «электротеатр», потеснив тем самым зарубежных конкурентов. На открытии была показана двухчасовая программа из картин, снятых фирмой Ханжонкова в 1908-1913 годах. Его кинотеатр «Пегас» был рассчитан на полторы тысячи мест и должен был стать самым большим в Европе, но из-за разногласий с землевладельцем Ханжонков вынужден был построить только половину здания с непропорционально длинным зрительным залом. Но даже в таком виде кинотеатр Ханжонкова стал самым большим в России. После революции Ханжонков эмигрировал в Австрию, где начал финансировать исследования по созданию звукового кино, но через несколько лет по личному приглашению наркома просвещения Луначарского вернулся на родину и принял участие в создании советского кинематографа. Ханжонков работал консультантом «Госкино», заведующим производством «Пролеткино», но по болезни был вынужден уйти на пенсию. В 1937 году вышла его книга «Первые годы русской кинематографии». Вскоре Ханжонков вообще оказался не у дел. После его смерти 26 сентября 1945 года о нем вообще постарались забыть. Созданный им кинотеатр «Пегас» был переименован в кинотеатр «Москва», а картины Ханжонкова названы «упадническими» и «буржуазными». Только в годы перестройки о выдающемся кинодеятеле вспомнили вновь. В 1991 году в бывшем кинотеатре «Москва» был открыт Киновидеоцентр национальных кинематографий Союза кинематографистов («Дом Ханжонкова»). Бывший в советское время рядовым кинотеатром, этот зал превратился в крупный культурный центр Москвы. Сейчас «Дом Ханжонкова» - уникальный фестивальный центр, который продолжает просветительские традиции Ханжонкова, человека, который создавал отечественную киноиндустрию.
80 лет назад (1927) родился Святослав Николаевич Федоров, известный российский офтальмолог, академик
Родился Святослав Федоров 8 августа 1927 года. В 16-летнем возрасте поступил в артиллерийскую спецшколу в Ереване. В течение года молодой человек изучал орудия, чуть позже перевелся во Вторую спецшколу ВВС в Ростове. Но мечта стать летчиком-истребителем оказалась неосуществимой после того, как несчастный случай - он потерял ступню - поставил точку в его летной карьере. Тогда же он решает целиком и полностью посвятить себя медицине. В 1952 году Святослав Федоров заканчивает Ростовский медицинский институт, в 1958 году становится заведующим клиническим отделением в Чебоксарском филиале государственного института глазных болезней им.Гельмгольца. 1960 год стал переломным в профессиональной деятельности Святослава Федорова - он создает искусственный хрусталик и проводит экспериментальную операцию по его имплантации. Но эти операции были объявлены «ненаучными», так как советская медицина не любила экспериментаторов. Святослав Федоров был уволен. Но об уникальной операции написала газета «Известия» - вторая в табели о рангах после «Правды» газета Советского Союза. Восстановление на работе последовало незамедлительно, и Федоров вновь вернулся к любимому делу. С 1961 года Святослав Федоров работал в Архангельске заведующим кафедрой глазных болезней мединститута. В 1967 году его перевели в Москву, где он возглавил кафедру глазных болезней и проблемную лабораторию по имплантации искусственного хрусталика 3-го Медицинского института. В 1973 году Федоров впервые в мире разработал и провел операции по лечению глаукомы на ранних стадиях. Разработав в 1974 году метод лечения катаракты и близорукости, он совершил настоящую революцию в медицине. Главой Научно-исследовательской лаборатории экспериментальной и клинической хирургии Министерства здравоохранения РСФСР Федоров становится в 1974 году. В 1979 году эта лаборатория превращается в Институт микрохирургии глаза. В 1986 году специальным решением Совмина институт был преобразован в межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» и получил беспрецедентные права. МНТК вел полностью самостоятельную хозяйственную деятельность, имел сеть филиалов в стране и за рубежом, специально оборудованные для операций самолет и корабли-клиники в Персидском заливе, Средиземном и Красных морях. Святослав Федоров прожил жизнь насыщенную и гармоничную, он сам создавал свою судьбу. В свои 70 лет он в протезе, без ноги, водил мотоцикл, скутер, ездил на лошади и сидел за штурвалом самолета - полет оставался его страстью. В свой последний полет Святослав Федоров улетел 2 июня 2000 года. Катастрофа вертолета прервала жизнь выдающегося врача-офтальмолога.
83 года назад (1924) на улицах Москвы появилась первая внутригородская автобусная линия
Предшественники московского автобуса - линейки и омнибусы. С открытием линий Первого общества конно-железных дорог в 1880-х годах многие маршруты линеек исчезли - конный трамвай стал могущественным конкурентом для небольших экипажей. В конце 1884 года американский предприниматель Смит обратился в городскую думу с предложением открыть по московским улицам движение 25 городских автобусов по 10 линиям. Но этот проект реализован не был из-за отсутствия соответствующих постановлений думы. В 1899 году владелец омнибусов в Петербурге П.Кузьминский получил разрешение на открытие движения конных омнибусов в Москве по восьми линиям, но он хотел заменить конную тягу на механическую, и этот проект реализовать не удалось. В конце 1898 года в Москве появились автомобили, число их стало быстро увеличиваться. В 1907 году в городе стали курсировать первые авто-таксомоторы. В это время были сделаны первые попытки организовать в городе автобусное сообщение. Первое предложение об открытии линии от Москворецкого моста до Сущевской части было сделано в 1905 году; в марте 1906 года последовало предложение об организации движения по городу 100 «омнибусов-моторов». Первая пробная линия «автомобильных линеек» на восемь и 12 мест была открыта между заставой у Марьиной Рощи и Останкиным 30 июля 1907 года. Эти машины ходили только в летний сезон. В июне-июле 1908 года открылись частные автобусные линии в пригородные местности. В конце июля 1908 года Управление городских железных дорог приобрело «самодвижущийся омнибус», который курсировал в течение первых трех недель августа от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот, но из-за плохих московских мостовых быстро вышел из строя. Это была первая попытка организации городского автобусного движения. Во второй половине 1908 года частными лицами было сделано много предложений об открытии ряда автобусных линий, но городская управа отклонила их, чтобы не создавать конкуренцию трамваю. В мае 1910 года небольшие автобусы стали курсировать от Пресненской заставы в Серебряный Бор. В 1913 года в городскую думу поступило предложение об открытии автобусного сообщения по городским улицам. К этому времени по городу курсировали семь частных автобусов, которые обслуживали постояльцев гостиниц, прибывавших на вокзалы. Дело организации автобусного движения в Москве сдвинулось с мертвой точки только в 1924 году. Московское коммунальное хозяйство (МКХ) в виде пробы с 24 мая 1924 года организовало движение нескольких импортных автобусов (Фиат, Бюссинг) и самодельных автобусов, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава - Серебряный Бор. Эксплуатация этой линии дала хорошие результаты, и МКХ 8 августа 1924 года открыло первую внутригородскую автобусную линию от Каланчевской площади через центр до Тверской заставы. Для этой линии в Англии были закуплены восемь автобусов «Лейланд» (каждый на 28 мест). Они были поставлены во временный гараж на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.
7 лет назад (2000) в Москве совершен террористический акт в подземном переходе под Пушкинской площадью
8 августа 2000 года в Москве в подземном переходе на Пушкинской площади около 18 часов произошел взрыв - сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 800 граммов в тротиловом эквиваленте. Погибли 13 человек - семь человек на месте шестеро в больницах от полученных ран и ожогов. 61 человек получил ранения. Самодельное взрывное устройство было начинено шурупами и винтами. Бомба была оставлена в хозяйственной сумке рядом с павильоном, где торговали часами. Их детали, разлетавшиеся после взрыва, действовали не хуже начинки адской машины. Почти сразу после взрыва вице-мэр Москвы Валерий Шанцев заявил, что не исключает запрета на торговлю в подземных переходах Московского метрополитена. Но впоследствии вопрос о торговых павильонах решили по-другому - заменили легкие конструкции на огнеупорные. По одной из версий, взрыв 8 августа явился результатом конфликта за право торговать в этом переходе. На месте взрыва на 40-й день после трагического происшествия была установлена памятная доска в память о погибших, а два года спустя открыта мемориальная стена. Мемориал представляет собой большую мраморную плиту темного цвета, по бокам которой установлены два мраморных факела, имитирующие вечный огонь. На специальном помосте внизу лежат кованая роза. На мраморной табличке написаны слова «В память о погибших и пострадавших от террористического акта 8 августа 2000 года».