Михаил Хмелев, экономический обозреватель РИА Новости
Прошло два месяца с момента, как российский курорт Сочи победил в конкурсе на право принять зимнюю Олимпиаду-2014. Между тем масштабы подготовительных мероприятий такие, будто Игры нам принимать уже в следующем году. Всего за пять оставшихся месяцев 2007 года в регион будет вложено 25 млрд рублей бюджетных средств. В сентябре-октябре на черноморском побережье будут запущены крупные частные инвестиционные проекты, за счет госкомпаний начнет возводиться транспортная и энергетическая инфраструктура. О выгодах, присущих положению хозяина будущей Олимпиады, сегодня не сказал только ленивый. При этом мало кто упоминает о рисках, которые несет с собой ускоренный «олимпийский» рост городу Сочи и всему курорту в целом.
Все риски будущего масштабного олимпийского строительства в Сочи, на самом деле, проистекают из одного - отсутствия проработанного плана развития курорта к предстоящим Играм. Не считать же таковым федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие Сочи как горно-климатического курорта на 2006-2014 годы». Она готовилась еще до победы Сочи в олимпийском конкурсе и по большей части не учитывает той нагрузки, что предстоит нести курорту на правах хозяина будущей Олимпиады. От главы Минэкономразвития Германа Грефа мы услышали о масштабах инвестиционных вливаний в регион - 341 млрд рублей в течение ближайших шести лет. Но о том, каким будет облик курорта к 2014 году, где разместятся многочисленные олимпийские объекты, как отразится масштабная олимпийская экспансия на местных жителях, сегодня вам не скажет никто. План развития самого города Сочи спешно перерабатывается. Cхему расположения олимпийских объектов на территории курорта, которую МЭРТ должен был представить 6 августа, тоже еще никто не видел. Неудивительно, что в свете такой неопределенности возникают опасения относительно того, во что превратится для курорта проект «Олимпиада-2014».
Самая серьезная проблема для устроителей Олимпиады в Сочи - это риск громкой публичной конфронтации с экологами. После оглашения результатов голосования в Гватемале Сочи превратился из небольшого локального (по мировым меркам) курорта в объект всеобщего внимания. «Повернутая» на вопросах защиты природы Старая Европа вдруг узнала, что на небольшой полоске земли российского черноморского побережья расположился объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ». Внимание к нему привлек «Гринспис России», утверждающий, что в результате масштабного строительства заповедным объектам будет нанесен непоправимый ущерб.
Экологи и прежде требовали внести изменения в ФЦП развития Сочи, требуя исключить из нее строительство в Сочинском национальном парке, в частности, на территории Грушевого хребта, в зоне каскада ГЭС на реке Мзымта, а также сохранить буферную зону Кавказского биосферного заповедника. После победы Сочи в олимпийской гонке властям так и не удалось наладить полноценный диалог с «зелеными». Министерство природных ресурсов уверяет, что будет следить за вырубками в курортной зоне из космоса, прокуратура обещает строго наказывать за несоблюдение природоохранного законодательства. Но на все заверения чиновников о том, что природные объекты не пострадают, у экологов находятся контраргументы. Конечно, проще всего игнорировать перепалку с «зелеными». Но 23 августа в Сочи приезжает комиссия МОК с первой серией поездок по олимпийским объектам. И ведь у экологов может хватить решимости добиться от МОК пересмотра решения о проведении Игр в Сочи.
Предстоящее масштабное строительство в регионе вносит фактор неопределенности и в настроения местных жителей. Олимпийская лихорадка пока лишь привела к взлету цен на землю и недвижимость в Сочи. Но найдется ли в олимпийском бюджете пара миллиардов на решение жилищных проблем малоимущих сочинцев? Всплыли и другие проблемы - так, при инвентаризации в зоне олимпийской застройки уже найдено 74 незаконных строения, предназначенных к сносу. Кроме того, из-за несовершенства нашего земельного и градостроительного законодательства непонятно, каким образом будут изыматься земли под новые инфраструктурные объекты в зоне олимпийского строительства - автодороги, аэродромы и порты. Мэрия Сочи во избежание злоупотреблений на всякий случай запретила приватизацию городской земли, но это не решает проблему в комплексе.
Тех же злоупотреблений стоит опасаться и при разделе бюджетных средств, предназначенных для подготовки юга России к Играм. Следить за использованием олимпийского бюджета собирается МВД, Счетная палата, эксперты Общественной палаты, даже управление госаудита Великобритании предложило нам свою помощь в борьбе с коррупцией при подготовке Игр. Тем не менее, злые языки утверждают, что Олимпиада-2014 превратится в самый крупный проект российской бюрократии по «распилу» бюджетных денег. Если так и случится, то пострадает имидж не только города-курорта, который превратится еще в одну «черную дыру» российского бюджета. Имиджу России в целом будет нанесен непоправимый ущерб, компенсировать который, возможно, не смогут и выгоды от проведения Олимпиады.