Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости
Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт стал первым израильским лидером, посетившим палестинский город с начала интифады «Аль-Акса» в сентябре 2000 года. В понедельник, 6 августа, он встретился с главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом в Иерихоне. Символично, что этот город одним из первых был передан израильтянами под палестинскую юрисдикцию в 1994 году, в самом начале мирного процесса. И это не единственная символика встречи Ольмерта с Аббасом. Здесь очень много ассоциаций - и не только с периодом идиллии в палестино-израильских отношениях, но и с тем, чем все это закончилось в 2000 году.
Однако же практически впервые за семь лет израильская сторона выражает готовность обсуждать с палестинцами перспективы окончательного урегулирования и создания Палестинского государства. В последние годы на редких палестино-израильских встречах речь в основном шла не о возобновлении мирных переговоров, а о стабилизации обстановки, гуманитарном и экономическом сотрудничестве, текущих вопросах безопасности.
Прошедшая встреча двух лидеров, как и те встречи, что планируется провести вслед за ней, ставит перед собой задачу подготовить платформу для ближневосточного форума, который планируется провести по инициативе президента США Джорджа Буша этой осенью. Глава американского государства заявил о намерении положить конец палестино-израильскому конфликту до окончания своего президентского мандата. Т.е. в ближайшие 17 месяцев.
С чем же стороны пойдут на эту конференцию? Согласно сообщениям СМИ, Израиль рассчитывает договориться с палестинцами о наборе базовых принципов двустороннего урегулирования, не углубляясь при этом в конкретику. Что именно подразумевается под базовыми принципами, кроме общего согласия израильтян и палестинцев с тем, что в ближайшем будущем должно быть создано Палестинское государство, пока неясно.
Напомним, что в 1993 году палестинцы и израильтяне уже подписывали Декларацию о принципах. В ней шла речь об организации временного палестинского самоуправления, а также о территориях, переходящих под юрисдикцию новой администрации, параметрах сотрудничества палестинцев и израильтян, передислокации израильских военных сил. Также стороны взяли на себя обязательства начать переговоры об окончательном статусе палестинских территорий, в ходе которых и будут решены наиболее спорные вопросы, такие как судьба Иерусалима, палестинских беженцев и еврейских поселений, определение постоянных границ между Израилем и Палестиной.
Временной период, определенный тогдашней Декларацией в пять лет, затянулся на тринадцать. Последний раз вопрос об окончательном решении конфликта и урегулировании всех спорных вопросов поднимался в 2000 году на саммите в Кэмп-Дэвиде, в котором при посредничестве президента США Билла Клинтона принимали участие палестинский лидер Ясир Арафат и израильский премьер-министр Эхуд Барак. Переговоры тогда закончились провалом, и вряд ли можно было бы предположить иной исход - ибо компромиссные предложения не могли получить поддержки со стороны и палестинского, и израильского населения. Эта неудача и стала одним из катализаторов интифады, которая положила конец мирному процессу.
Теперь израильтяне и палестинцы снова возвращаются к идее Декларации о принципах, и снова оставляют острые вопросы на будущее, в данном случае на время проведения осенью ближневосточного форума. Но вся предыдущая история палестино-израильских переговоров подсказывает - это нереально. Тупик, в котором оказались Арафат, Барак и Клинтон в 2000, может повториться и в 2007. Бесспорно, ситуация в регионе изменилась, изменился настрой арабского мира к Израилю, изменилась (и во многом к худшему) ситуация на палестинской территории. Но так же, как и семь лет назад, остались неизменными принципы, согласно которым палестинцы рассчитывают построить свое государство: провозглашение столицы в Восточном Иерусалиме, признание Израилем права палестинских беженцев на возвращение, также как и возвращение Палестине всех (или большей части) территорий, оккупированных израильтянами в 1967 году. Именно на этих принципах основана последняя арабская мирная инициатива, и именно на нее опираются в переговорах палестинцы.
Обратите внимание на высказывание главного палестинского переговорщика Саиба Ариката после встречи Ольмерта и Аббаса. По его словам, палестинцы не нуждаются ни в каких новых инициативах, кроме арабской. Их единственное желание - определить во время международной конференции по Ближнему Востоку временный график создания независимого Палестинского государства. Видимо из этого следует, что принципы создания этого государства для палестинцев обсуждению не подлежат.
Впрочем, все это не значит, что компромисс с обеих сторон не может быть найден. Напротив, он возможен. Но он весьма болезнен и для палестинцев и израильтян, и к нему нужно готовить общественность, а не ставить ее перед свершившимся фактом. Иначе все декларации и соглашения останутся только на бумаге и не будут реализованными. Ни у Аббаса, ни у Ольмерта нет достаточной поддержки населения, чтобы мгновенно идти на серьезные уступки, которые требует реальное окончательное урегулирование.
Происходящее все больше и больше напоминает события 2000 года, когда Клинтон торопил израильтян и палестинцев прийти к соглашению до окончания его президентского срока. Но хотя можно только приветствовать, что обе стороны конфликта вернулись на семь лет назад, когда мирный процесс еще был жив, всегда следует помнить, что тогда провал переговоров привел к новой интифаде. Возможно ли повторение истории?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции