Виктор Юзбашев, военный обозреватель, для РИА Новости
В создании российского стратегического ядерного оружия морского базирования наступает новый этап. Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Масорин заявил о запуске в серийное производство морской стратегической ракеты «Булава-М» (SS-NX-30 по западной классификации). Она предназначается для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 класса «Борей». Три таких субмарины «Юрий Долгорукий», «Владимир Мономах» и «Александр Невский» сейчас строятся на Северодвинском заводе «Севмаш» в Архангельской области.
Первый корпус из серии таких подводных крейсеров - «Юрий Долгорукий», который должен нести на своем борту двенадцать SS-NX-30, в торжественной обстановке в присутствии высоких гостей, в том числе и первого вице-премьера Сергея Иванова, курирующего отечественную «оборонку», был спущен на воду в апреле нынешнего года.
Правда, с созданием ракеты для крейсеров проекта 955, как говорится, не заладилось. Сначала для «Долгорукого» и его собратьев ракету Д-19М «Барк» делали в Миасском ОКБ ракетостроения имени академика Макеева. Но вскоре выяснилось, что конструкторы вышли за пределы допустимых габаритов (из-за этого пришлось перестраивать АПЛ), а затем, уже во время пусков, вскрылись и другие недостатки. В результате в 1998 году, когда ракета была готова на 80 процентов, проект закрыли. И передали заказ Московскому институту теплотехники (МИТ), который создал шахтный и ракетный комплекс РС-12М2 «Тополь-М» (SS-27). Морская ракета МИТа получила название «Булава-М».
Но и с ней получилось не все гладко. Из шести испытательных пусков четыре закончились полной неудачей. Последний, проведенный в конце июля, по утверждению главкома ВМФ, был успешным, а, по отзывам независимых экспертов, тоже прошел без особого блеска. Одна из трех боеголовок, что стояли на ракете, как сообщили эксперты, просто не долетела до полигона. Создателей «Булавы» и их руководителей это не обескуражило. Руководитель Российского Космического агентства Анатолий Перминов, его ведомство отвечает за разработку и поставку в войска и на флот стратегических ракетных комплексов, утверждал, что потребуется, как минимум, 12-14 испытаний, прежде чем ракета будет поставлена на вооружение. При этом он ссылался на опыт США, где при создании аналогичной ракеты «Trident II» потребовалось 19 пусков с наземного стенда и 9 с АПЛ.
По словам адмирала Масорина, в нынешнем году будут проведены еще два испытания «Булавы», а полностью их планируется закончить в 2008 году. Причем, одно из испытаний будет проведено на максимальную дальность полета. Пока не ясно, куда. Но то, что боеголовки приводнятся или приземлятся за пределы ракетного полигона Кура, что на Камчатке, это уже очевидно. Или пуски будут сделаны на полигон, но не из акватории Белого моря, как это происходит обычно, а из другого моря. Какого, тоже не ясно.
Судя по сведениям, опубликованным в западной печати, твердотопливная трехступенчатая «Булава» - одна из самых легких ракет в своем классе. Ее вес равен 30 тоннам (Поэтому первоначально она проходила под названием «Булава-30» - В.Ю.). Дальность ее действия 8 тыс. километров. Количество боевых ядерных зарядов варьируется от 4 до 10 боеголовок. Некоторые эксперты утверждают, что «десять» - завышенное число, так как такая легкая ракета не может нести столь большой забрасываемый груз. Но другие эксперты им возражают: нынешнее развитие ядерной техники и композиционных материалов позволяет сделать ядерный боезаряд достаточно легким, компактным, но столь же мощным, как и его более крупный аналог.
Вероятно, «Булава» будет принята на вооружение именно в варианте с 10 боеголовками, иначе ее боевая ценность может быть невысока. Дело в том, что АПЛ класса «Борей» были запланированы под 12 пусковых шахт. Корпус «Юрия Долгорукого» будет именно таким. Но следующие субмарины этого проекта «Владимир Мономах» и «Александр Невский» уже делаются под 16 ракет. Если задуманные планы осуществятся, то на трех новых АПЛ будет размещаться сорок четыре «Булавы» и 440 ядерных боевых блоков. Достаточный вклад в стратегическое ядерное сдерживание, что вытекает из Военной доктрины России.
Испытания «Булавы», как и ее параметры, телеметрия, участники кооперации и прочее-прочее - все это тщательно оберегаемая государственная тайна. Для США - нет, они получают телеметрию полета ракеты, ее основные ТТХ (тактико-технические характеристики), согласно Договору СНВ-1, из первых рук. То есть, выходит, это тайна от наших военных и конструкторов. Или от граждан, на налоги которых и для которых, как подразумевается, создается этот ракетный комплекс. Почему?
Одна из причин секретности вокруг «Булавы», «Юрия Долгорукого» с его собратьями, заключена в том, что они стали заложниками политических амбиций отдельных высокопоставленных российских чиновников. Их обещание сдать субмарину, вооруженную новейшими ракетами, способными преодолевать любые системы ПРО, как нынешние, так и перспективные, к концу 2008 года, давно навязло в ушах российского электората, да и западных политиков тоже. Неумение держать свое слово может обернуться потерей лица для претендента на высшие государственные посты. Это как раз и заставляет запускать в серийное производство пока еще не доведенную до ума «Булаву» и в очередной раз обещать, что новый подводный крейсер будет поставлен на вооружение ВМФ вместе с новой стратегической ракетой.
Правда, в словах главкома ВМФ адмирала Масорина есть некоторые детали, которые позволяют надеяться, что все же не всю «сырую» ракету запустят в серийное производство, а только те блоки и ступени ракеты, которые показали свою надежность. Потом, когда закончатся государственные испытания «Булавы-М», и она будет принята на вооружение, эти блоки и ступени, станут собирать на Воткинском машиностроительном заводе, как кубики - один к одному. И ставить в шахты «Долгорукого», а затем «Мономаха», «Невского» и «Дмитрия Донского».
Последняя АПЛ - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) проект 941 класса «Акула» (по западной классификации «Typhoon») тоже после окончания испытаний обещают оснастить «Булавой-М». На «Акуле», в отличие от проекта 955, не 12 и не 16 ракетных шахт, а 20. Что должно сразу увеличить российский потенциал морского ядерного сдерживания еще на двести боеголовок.
Впрочем, это произойдет только в том случае, если «Булава» не станет жертвой политических гонок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции