Интервью Юрия Солозобова, директора по спецпроектам Института национальной стратегии.
- Юрий Михайлович, проходящая сейчас в Казахстане политическая реформа венчается досрочными выборами в парламент - Мажилис. Их нельзя было отложить?
- Реформа потребовалась, чтобы привести в стране политический дизайн в соответствие с экономическими реалиями. Казахстан имеет самые высокие темпы развития в СНГ: наш сосед наступает на пятки России по уровню ВВП на душу населения и социальным показателям. Переход от президентской к президентско-парламентской республике объясняется не сменой вывески, а тем, что в Казахстане успешно складываются общественные институты - и Нурсултан Назарбаев готовит страну к функционированию уже после своего предполагаемого ухода. А внеочередные выборы нужны, чтобы ускорить изменения. На 2,5 года оставлять дорабатывать старый парламент при обновлённой Конституции и уже принятой политической реформе просто нелогично. Кроме того, президент РК стремится синхронизировать процессы в государстве с российскими: у нас 2007-2008 годы - большой политический сезон, и Казахстан, что отрадно, пытается шагать с нами в ногу.
- Критики возразят, что и сейчас большинство в парламенте у Назарбаева, и потом оно окажется у его же партии «Нур Отан». Куда спешить?
- Цель Назарбаева - не сохранить власть любой ценой или ещё её преумножить. За партию «Нур Отан» сейчас готовы проголосовать до 70 % избирателей, а реально можно взять и 80%. Нурсултан Абишевич вполне сознательно пытается скорректировать электоральные циклы: Президент РК почувствовал: общество созрело к тому, чтобы перестать быть заложниками архаических кланов или финансово-промышленных групп, оно готово иметь своих представителей в лице политических партий, в том числе оппозиции. Даже те управленцы, которые ранее избегали прямого участия в «партии власти», но были «столпами» режима, с появлением на арене «Нур Отан» открыто пошли в политику.
- Что же тут нового, повторять «зады» нашей «Единой России» 5-летней давности? В «Нур Отан» слились просто «Отан» Назарбаева, «Асар» Дариги Нурсултановны и ещё две какие-то более мелкие партии... Технология та же!
- «Единая Россия» и сейчас воспринимается как команда анонимных чиновниковё Поэтому существует большая проблема, что президент Путин уходит, а эта партия остаётся. И ту харизма Владимира Владимировича, которую трудно отрицать, никак не передаётся единороссам. Назарбаев пошёл другим путём - путем генерала де Голля, который создал не просто партию «Объединение в поддержку республики» и персональный режим харизматика - он создал голлизм как систему работоспособной государственной бюрократии, определил стратегические цели страны на десятилетия вперёд. Ту же картину мы видим в Казахстане ! политическая элита рассматривает свою страну как историческую территорию , на которой, а не в Лондоне или Париже, будут жить дети и внуки. Не в Москве даже, а в Астане и Алматы, Чимкенте и Актау обосновывается казахстанская элита.
- Рейтинг растёт от 70 к 80%? Может, получим однопартийную систему и всё?
- Нет, в Казахстане не получится монопольной системы. Как минимум две партии оппозиции получат пропорциональное представительство в парламенте: социал-демократическая ДСП с «Ак Жолом», могут и коммунисты там оказаться...
- Как в Мосгордуме: одна большая фракция, которая всё решает, и две очень маленьких, их только вежливо выслушивают, но делают всё по-своему?
- Дело в том, что оппозиция в Казахстане очень зубастая: она выполняет свою роль и является генератором альтернативных идей. Все толковые новации своеврменно и точно подхватываются властью, например, правка Конституции или реформа судебной системы - Туякбай выдвигал их, уже перестав быть премьером и спикером парламента. Реформы в Казахстане - это важный долговременный шаг, страна перешла из одной системы в другую, от ex-советской Казахской ССР и постсоветского новообразования с непонятной легитимностью и уже - к системному национальному государству.
- Появится ли в нём рядом с сильным президентом и сильный премьер?
- Да, появится, потому что в Казахстане уже есть достаточно влиятельные группы, которые теперь ассоциируются с политическими партиями. Важная корректировка: президент не становится заложником социально-экономического курса кабинета министров, освобождается от ответственности за недород, урожай или вспышки эпидемий. Нюансы развития, основные цели которых заложены в Казахстане до 2030 года, могут и должны быть, но проводить реформы без революций иди опасности потерять страну - это серьёзное достижение РК. Там уловили чёткий тренд на создание в пространстве бывшего СССР самостоятельных государств, который не запирает нас в своих границах, а открывает перспективу нового объединения.
- Вы как-то сказали, что переходный период заканчивается. Чем он может закончится для России и чем для Казахстана?
- Для Казахстана - плавной сменой власти, когда назарбаевская эпоха закончится, а заложенные Нурсултаном Абишевичем политические и государственные механизмы будут работать, как часы. Для России конституционные реформы ещё впереди - рубеж 2012 года мог бы быть, по моим оценкам, моментом синхронизации наших политических систем. Новый младший и старший брат не появятся, но государственные корабли будут идти параллельными курсами, ориентируясь друг на друга. Кроме того, Казахстан - важный интерфейс России в работе со странами Юго-Восточной Азии.