Владислав Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Десять лет назад лексикон россиян пополнился новым словом - деноминация. 4 августа 1997 года государство объявило о решении зачеркнуть на денежных купюрах сразу три нуля. Так миллионы наших сограждан в одночасье превратились из бедных миллионеров в просто бедных людей. По замыслу чиновников, изменение стоимости дензнаков должно было символизировать победу над инфляцией. Но практика показала: разговоры об оздоровлении экономики были преждевременными.
Заявление президента Бориса Ельцина о намерении сделать рубль «тяжелее» в тысячу раз вызвало легкое смятение среди населения. Чиновники потратили немало сил, убеждая людей, что предстоящая реформа не будет носить конфискационного характера, так как не предполагает ограничений ни по времени проведения, ни по суммам обмена. А государственные контролирующие органы обещали проследить, чтобы изменение номинала рубля не сказалось на розничных ценах.
Опасения граждан были не беспочвенны. Послевоенное поколение пережило две подобных реформы, и каждый раз деноминация рубля приводила к снижению уровня жизни. В 1947 году денежная реформа была проведена с коэффициентом один к десяти - десять старых рублей соответствовали одному новому. Но, обесценив рубль в десять раз, государство снизило цены на товары и услуги лишь втрое. В выигрыше оказались лишь сознательные граждане, хранившие деньги в сберкассе, поскольку лежащие на книжках суммы до 3 тыс. рублей обменивались с коэффициентом один к одному, а суммы от 3 до 10 тысяч рублей - один к двум. Еще раз российские деньги потеряли один нуль в 1961 году. На сей раз цены были просто округлены в большую сторону.
В 1997 году представители Центробанка подчеркивали, что деноминация лишь технический акт, проводимый для облегчения расчетов в экономике. По замыслу чиновников, она символизировала победу над инфляцией, о чем Борис Ельцин и заявил в обращении к народу: «Мы надежно контролируем денежное обращение, контролируем инфляцию. Цены на основные товары практически стабильны, и мы твердо уверены, что такими они и останутся. Поэтому и приняли это решение - провести денежную реформу. Этим мы сегодня заявляем: инфляции больше не будет. С ней покончено. Новые нули на наших купюрах больше не появятся никогда». Как глубоко заблуждался г-н президент насчет инфляции, стало ясно в августе 1998 года. После финансового кризиса российский рубль вновь резко подешевел, инфляция достигла десятков процентов в год.
Экономисты с завидным упорством пытаются объяснить чиновникам, что сама по себе деноминация - техническая процедура, уменьшающая номинал национальной валюты. Изменение номинальной стоимости денежных знаков обычно требуется для упрощения расчетов в экономике. Но закрепить успех можно лишь в том случае, если перед «ампутацией» нулей правительству удалось обуздать инфляцию. Но к деноминации прибегают и при гиперинфляции, когда никакие экономические рычаги не способны победить рост цен. В этом случае правительству остается лишь раз в несколько лет удалять с купюр нескольких нулей. Характерный пример - деноминация 1993 года в Югославии, когда один новый югославский динар стал равен 1 млн. старых. И в том же году новый динар обесценился настолько, что печатный станок работал без остановки, зарплата на предприятиях выплачивалась почти ежедневно.
Успешнее была деноминация румынского лея в 2005 году, в результате которой эта валюта «потяжелела» в 10 тысяч раз и сохраняет свой номинал по сей день. Заметим, что к моменту проведения денежной реформы, румынскому правительству удалось обуздать инфляцию до 7,5% в год. В том же 2005 году номинал турецкой лиры уменьшился в 1 млн. раз, что было сделано для упрощения расчетов, ведь зарплата в Турции выплачивалась сотнями миллионов и даже миллиардами лир. При этом турецкое правительство затормозило рост цен с более чем 100% в год (в середине 1990 годов), до 5-10% к началу деноминации.
Сейчас за «скальпель» берутся власти Венесуэлы, в надежде, что ампутация нулей поможет обуздать инфляцию. В марте 2007 года президент Уго Чавес подписал указ о проведении денежной реформы: с 1 января 2008 года венесуэльский боливар будет деноминирован в 1000 раз. Курс боливара был зафиксирован правительством в 2003 году на уровне 2,15 тыс. боливров за $1, но на черном рынке доллар стоил порядка 4 тыс. боливаров. Виной тому была именно высокая инфляция - в 2006 году она достигла рекордных в Латинской Америке 17%. В январе-феврале этого года инфляция в Венесуэле подскочила еще на 3%. Но президент надеется, что грядущая деноминация укрепит венесуэльскую валюту и поможет снизить инфляцию.
Но вернемся к делам российским. Обещание не допустить появления новых нулей на российских купярах, данное 10 лет назад первым российским президентом, нарушено лишь отчасти. В 2006 году начала хождение купюра в 5 тысяч рублей. Сейчас идут разговоры о выведении на рынок 10-тысячной банкноты. Напротив, копейки, вновь появившиеся в обороте в 1997 году, сегодня практической ценности не имеют и стали настоящей обузой в кошельках россиян. Не придется ли через несколько лет вновь заняться отсечением лишних нулей на российских купюрах?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции